Еще до войны мы писали о cancel culture, делали прогнозы, как будет выглядеть рабочий офис в условиях развития метавселенной, изучали феномен NFT-токенов, анализировали, какими инструментами привлекают аудиторию социальные площадки, и говорили о диджитале-трендах 2022 года. Сегодняшний тренд — не быть в стороне от событий в Украине и приобщаться к информационному войску.
Ход войны, сбор средств на дрон или подпись петиции, репосты трогательных историй волонтеров или героев — в большинстве своем так выглядят наши ленты сейчас. Вместе с психологиней Галиной Волошиной разбирались в том, как изменились диджитал-привычки украинцев во время войны.
Когда о «Слава Украине!» услышали все футбольные фанаты, или Экскурс в историю силы соцсетей
Современные коммуникативные технологии дали государствам и политикам возможность вести войны не только на физических полях боя, но и в информационном. И это происходит параллельно. В частности, благодаря социальным сетям.
В нашей информационной войне стоит вспомнить историю, которая произошла после того, как россия начала войну на Донбассе и аннексировала Крым. Украина пыталась всеми возможными способами говорить об этом, в частности, через спорт. Одной из таких попыток стал бойкот россии как организатора ЧМ-2018.
7 июля 2018 после завершения матча Хорватия — россия в пользу Хорватии в соцсети завирусилось видео с двумя хорватскими игроками Огненом Вукоевичем и Домагоем Видой в раздевалке после победы. Первый посвятил победу Украине и Динамо. Второй выкрикнул: «Слава Украине!».
Видео разлетелось, начался скандал, поскольку лозунг «Слава Украине» у россиян вызвал возмущение. Хотя ни один из футболистов не нарушил никакого закона, в повестке россии они как бы проявили пренебрежение к стране-хозяину Чемпионата и смешали спорт с политикой. Поэтому футболистов заставили попросить прощения.
Но случилось несколько непредсказуемое. За одну ночь 160 тысяч украинцев зашли на официальную страницу FIFA в фейсбуке, поставили самую низкую рейтинговую оценку, а также написали «Слава Украине!». Эта история получила огласку, ее подхватили мировые медиа, и о «Славе Украине» услышали все футбольные фанаты.
Воин информационного фронта
История о бойкоте россии и использовании страницы FIFA в социальных сетях показала, что каждый, кто имеет профиль в социальных сетях, уже обладает мощным оружием, способным влиять на социально-политические явления и автоматически превращает нас в воинов информационного фронта. Особенно мощно эту волну мы ощутили в первые месяцы войны.
Жизнь украинцев, бизнесов, организаций изменилась, изменился и контент. Сначала наибольший охват набирали публикации с прогнозами о том, когда все закончится, психологическими советами, волонтерством, сбором средств, инициативами, оперативными публикациями с места событий и мемы. Без них никуда 🙂
Это были сумасшедшие цифры. Подписчики телеграм-каналов росли со скоростью света, инстаграм-сторис и твиты разлетались по всем СМИ и телеканалам. В первые дни мы могли даже бодрствовать из-за того, что боялись пропустить какую-то важную новость. И, конечно, мы много, нет, очень много репостили. Почему?
В большинстве случаев человек, принявший решение о репосте того или иного сообщения, пытается просчитать последствия этого действия среди своего сообщества — подписчиков.
Если говорить с точки зрения психологии, ученые Пенсильванского университета предполагают, что в большинстве случаев человек, который принял решение о репосте того или иного сообщения, пытается просчитать последствия этого действия среди своего сообщества — подписчиков. То есть таким способом привлечь внимание к какой-то проблематике.
- 84% лиц репостят сообщения с целью поддержки, чтобы помочь в решении проблемы, к которой они небезразличны. Это мы сейчас и можем наблюдать, когда из-за репостов и публикаций обозначаем свою причастность к решению какого-либо вопроса.
- 78% репостят с целью оставаться в поле зрения своей аудитории и вроде бы говорят: «Смотри, я тоже выражаю свое мнение, я тоже поддерживаю это или осуждаю».
- 69% репостят с целью того, чтобы чувствовать, что они вовлечены в окружающий мир.
Относительно темы мемов — это отдельная история. Здесь люди не просто пользовались возможностью получить хорошие цифры, а искали утешение. Поэтому за час от новости о том, как поймали Медведчука, появились сотни мемов. И потому существует канал «Чи здох сьогодні путін?». И хотя ежедневно там публикуется один и тот же контент, канал имеет более 190 тысяч подписчиков.
Да и в рейтингах телеграм-каналов, в частности, увеличилось количество каналов с мемами и шутками, и они стали чаще входить в первые десятки. Хотя до войны самыми популярными пабликами были новостные, музыкальные и региональные.
К тому же об украинском профессионализме в мемах заявил даже старший политический советник американской Хельсинкской комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он занимается антикоррупционной и санкционной деятельностью, а ниже его твит.
Интерес к войне существовал у всех и повсюду. Поэтому контент о войне был контентом с величайшим охватом в любом его виде: новости, психологические советы, мемы или даже музыка. Песня «VOVA ‘Bash их Blyad’» — в топах всех музыкальных площадок.
Прошло более 100 дней. По исследованиям Axios, внимание к войне в Украине снизилось в 22 раза в мировых социальных сетях:
- количество упоминаний о войне в соцсетях от первых недель до сих пор — от 109 млн до 1,8 млн,
- количество статей о войне в медиа уменьшилось от 520 тыс. в первую неделю до 70 тыс. за последнюю.
Причины логичны: трудно держать фокус внимания только на войне, другая — «нормализация и привыкание к событиям». И украинцы, и мир устали от войны — и на физическом, и на моральном уровне. То, что раньше казалось невозможным, повергло в шок и заставляло нервничать — сейчас стало обыденностью. Мы приняли факт происходящего. Поэтому, например, суд Джонни Деппа был в 6 раз интереснее аудитории в мае, чем война в Украине.
Мы истощены. Мир истощен. Но русская пропаганда не прекращается ни на день. Поэтому информационная война продолжается, а во время нее нет места мыслям: «А что я один могу изменить?», «Мой репост или комментарий ничего не стоит». Напротив, публикация, история, тэг уже становится информационной единицей, соответственно становится оружием и противопоставляется российской пропаганде.
В войне с Россией самое простое, что может сделать каждый, — это не дать миру забыть об Украине и увеличить количество людей и стран, реально поддерживающих нас в противостоянии агрессору.
Рассказываете своим друзьям из-за границы о преступлениях России? Поощряете их ходить на митинги? Создаете посты на английском и просите друзей распространить? Вы поощряете их бороться с пропагандой и фейками в своих странах, а также распространять правдивую информацию среди мирового сообщества? Поздравляю, вы уже воин информационного фронта.
Но здесь есть и другая сторона. Когда вы становитесь «создателем», то на вас ложится ответственность. В эпоху социальных сетей ответственность за распространение контента теперь не только на редакторах, но и на каждом из нас. Не забывайте фильтровать и проверять все, что вы стремитесь репостнуть или опубликовать, и будет всем хорошо.
Что тогда с контентом во время войны?
Ответ прост — все зависит от хода событий войны. Если не будет никакой эскалации военных действий или непредсказуемых ситуаций, которые понесут за собой длительное влияние (закрытие неба или смерть путина), то интерес к войне будет угасать, и на первый план будет выходить контент на тему «нормальная жизнь в условиях войны». Люди будут интересоваться, как найти работу, куда переехать, чтобы начать спокойную жизнь, куда уехать в отпуск (люди устали, а лето = отпуск — это аксиома).
Но даже при таком течении единичные случаи, например, защитники «Азовстали», смерть трех поколений в Одессе или приезд Анджелины Джоли в Украину, будут иметь огромный успех. Однако только на короткое время.
Слово «война» является триггером, и его следует использовать в информационном пространстве для активизации мирового сообщества.
Сейчас будет появляться больше контента из «нормальной» жизни, будет меньше становиться помощи и волонтерства. Но каждый украинец — воин информационного фронта, и самая главная задача — доносить это миру. Подчеркивать, что это не конфликт, не кризис, а полномасштабное вторжение, война. Эта формулировка оказывает наибольшее влияние на людей, привлекает их внимание и призывает к активным действиям. Слово «война» является триггером, и его следует использовать в информационном пространстве для активизации мирового сообщества.
Информационная война может продолжаться без физической войны как таковой. Результат инфовойны можно оценивать как изменяются ценности и убеждения в аудитории. Победить внешнего агрессора в этой войне можно только цельно мобилизовав внутренние силы. Каждый репост или тег в социальных сетях — важное оружие, которое при нужной поддержке достигнет враждебной пропаганды и уничтожит ее. Помните об этом.
Кавер: Elia Barbieri/The Guardian