Vodafone и МТС объявили о партнерстве
04 Ноя 2008, 08:04

Vodafone и МТС объявили о партнерстве

Компании Vodafone и МТС объявили о стратегическом партнерстве. Что получат от этого рядовые абоненты

Vodafone и МТС объявили о партнерстве

Компании Vodafone и МТС объявили о стратегическом партнерстве. Что получат от этого рядовые абоненты.

 

30 октября 2008 года ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и компания Vodafone заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Переговоры между компаниями велись с начала 2008 года. Теперь компании будут сотрудничать на территории России, Украины, Узбекистана, Туркменистана и Армении. Партнерство не предусматривает слияния или обмена активами, но включает много других вариантов сотрудничества. Срок действия соглашения — 4 года. После этого стороны решат, хотят ли они его продлить.

Дивиденды МТС

В сообщении МТС отмечается, что сотрудничество с Vodafone открывает компании доступ к портфелю продуктов и маркетинговым разработкам Vodafone для массового и корпоративного рынков. Это значит, что МТС может просто копировать тарифные планы, промоакции и дополнительные услуги Vodafone, экономя на их разработке. Конечно же, потребуется адаптировать европейские продукты к нашим реалиям.

 

Один из ключевых моментов соглашения состоит в том, что Vodafone и МТС начнут совместно закупать оборудование как операторское, так и абонентское. Соответственно, МТС получит от производителей хорошие скидки. В 2008 финансовом году капитальные затраты Vodafone составили 7,7 миллиарда долларов. По мнению исполнительного директора аналитической компании Direct Info Алексея Кондрашова, при таком объеме закупок размер скидок для МТС при совместных закупках оборудования может вырасти на 10-15%.

 

Следующий бесспорный плюс для МТС — глобальные корпоративные абоненты Vodafone. «Vodafone обслуживает более 200 крупных глобальных компаний, филиалы или отделения которых потенциально могут стать клиентами МТС на ее рынках присутствия», — говорит Михаил Шамолин. Если обслуживание этих представительств ляжет на плечи МТС, это будет хорошая прибавка к доходам, ведь корпоративные клиенты являются самыми высокоприбыльными. «Возникает вопрос: как заставить СНГ-филиалы перейти на МТС, если они уже обслуживаются у других операторов связи? — комментирует IT-обозреватель Сергей Гипш. — Решение одно: предоставить льготный тариф для разговора с другими офисами, подключенными к Vodafone».

 

Несомненно, опыт Vodafone очень пригодится МТС и в контексте развития 3G. В России — уже сейчас, а в Украине пока гипотетически (в случае выдачи государством лицензий UMTS).

Зачем это нужно Vodafone

Для Vodafone это соглашение — первое в СНГ. Но оно не уникально. В его партнерской программе принимают участие 140 операторов из 40 стран мира, включая такие восточноевропейские страны, как Словения, Хорватия, Македония, Сербия, Литва, Латвия и Эстония.

 

Начало сотрудничества совпало с общими изменениями в маркетинговой политике Vodafone, которая теперь намерена фокусироваться на развивающихся рынках. Компания уже усилила свои позиции в ряде стран. Например, были приобретены операторы в Индии, Турции и Гане, а также получен контрольный пакет акций крупнейшего южноафриканского оператора сотовой связи — Vodacom. Есть у компании планы по увеличению своей доли в польском Polkomtel на 4,8% (до 24,4%) за 176 миллионов евро.

 

«В свете этих событий единственная видимая выгода Vodafone от соглашения — сбор информации о рынке СНГ», — считает Сергей Гипш. И только в том случае, если мировой оператор планирует совершить выход на этот рынок. Руководство МТС всячески эту теорию отметает: «Vodafone получает стратегическую выгоду в виде информации о рынке, и это совсем не означает, что оператор планирует на него выходить. Обогащение менеджмента в качестве достоверных данных о рынке — хороший стимул для Vodafone подписать данное соглашение».

 

И все же не все выгоды Vodafone были озвучены официально. Теперь компания может вписать в список стран своего присутствия еще пять немаленьких государств и 90 миллионов абонентов МТС. Если бы не финансовый кризис, можно было бы легко спрогнозировать, как такая новость отразится на капитализации Vodafone.

 

Если говорить о таком моменте, как «роуминговое партнерство», то Vodafone, пожалуй, больше в выигрыше, чем ее российский партнер. Ведь в 27 странах, где присутствует Vodafone, абоненты МТС в роуминге теперь будут попадать именно в ее сети. Есть информация, что такой принудительный выбор компании планируют вскоре ввести. Клиентам МТС предлагают льготные цены, но сейчас тарифы на роуминг настолько высоки, что оператору придется лишь немного поделиться сверхприбылью.

 

Кроме того, для внедрения услуг третьего поколения и других дополнительных сервисов МТС планирует привлекать консультантов от Vodafone, причем с немалой оплатой их труда. Да и доходы от эксклюзивных услуг Vodafone, которые скоро появятся у МТС, операторы поделят. Пропорций компании пока не называют.

 

Кроме того, некоторые аналитики считают, что следующим шагом к сотрудничеству станет появление виртуального оператора Vodafone на базе МТС в России.

Что получат абоненты

Новые сервисы и тарифные планы — это хорошо. Но мало кто надеется, что они подешевеют. «В условиях кризиса цены будут только расти», — считает консультант Netton Consulting Group Роман Химич. Он называет другое преимущество Vodafone для потребителей: во всем мире эта компания практикует продажи дорогих мобильных телефонов за невысокую цену или бесплатно при подписании контракта. В мире продается много оборудования с брендом Vodafone. Мало того, некоторые производители специально разрабатывают определенные модели телефонов под этого оператора. «МТС не может этим похвастаться из-за небольших партий закупки подобного оборудования», — говорит Роман Химич. В «МТС-Украина» сообщили, что решение о брендировании продуктов Vodafone на рынках МТС сейчас находится в процессе обсуждения. «Принцип прост: если это принесет дополнительные преимущества, то брендирование будет использоваться», — сказала Виктория Рубан, ведущий специалист по связям с общественностью «МТС-Украина». Она также сообщила, что Vodafone имеет эксклюзивные права на дистрибуцию нового коммуникатора BlackBerry Storm с сенсорным дисплеем, который наверняка заинтересует украинских пользователей.

 

Также Vodafone эксклюзивно распространяет во многих странах iPhone. Но даже партнерство Vodafone с МТС, которая уже продает американский смартфон в России, не приблизит этот гаджет к украинским пользователям. Здесь все зависит от Apple, а не от оператора. Недавно данный факт подтвердил технический директор «МТС-Украина» Джеф Хаули: «Все контракты Apple с МТС в России касаются только российского отделения компании».

 

Расскажите друзьям про новость