Вячеслав Скворчевский, главный оператор телеканала СТБ
01 Авг 2008, 12:28

Вячеслав Скворчевский, главный оператор телеканала СТБ

Вячеслав Скворчевский, главный оператор телеканала СТБ

Сегодня мы отправились в гости к главному оператору телеканала СТБ, и по совместительству, к очень интересному и хорошему человеку, Вячеславу Скворчевскому.

— Вячеслав, расскажите, как Вы попали в «мир телевидения»?

— В «мир телевидения» я попал очень интересно, даже, в какой-то мере, спонтанно. В 89 году, я заканчивал свое обучение в институте им. Карпенка–Карого, на курсе Фёдорова и Куща. Как и многие ребята собирался идти работать в кино, но перспективы в этом направлении почти не существовало, так как кино, на тот момент, практически «умерло». При этом, во время распределения, у нас на курсе, было всего лишь, два оператора кино, я и Олег Саган. Олег был старше нас всех, и для себя изначально решил, что идёт работать только в кино. А все остальные находились на стадии «определения» дальнейшего пути. В то время, заведующим кафедры режиссуры, был Кисин. Когда он узнал о нашем решении, устроил «истерику»: «Мы вас учили, а вы убегаете в кино, а на Крещатике, 26(Госкомитет телерадиовещания СССР), не хватает дипломированных специалистов»,- тогда я сказал,- «Раз мы так нужны, то можно и попробовать». Так я попал на телевидение, и вот в октябре 2009 года, будет уже 20 лет, как я работаю на ТВ!

— 20лет это серьезная дата, а вот свою первую съемку Вы помните?

— Конечно, помню. Как я уже говорил, в 89году я заканчивал последний курс института, и снимал дипломную работу (это был фильм из 5частей) на киностудии им. Киевнауч фильм. Как сейчас помню, у меня был один из последних дней съемок дипломной, и в этот же день, мне назначают съемку на ПТС, концерта в Октябрьском Дворце. Я понимаю, что могу просто на просто, не успеть приехать, и тут мне на помощь пришел зам.директор картины. Ему было интересно посмотреть, как проходят съемки, и он предложил подвезти меня, и заодно поприсутствовать при всем этом процессе.

И вот представь: Первый рабочий день. Он – весь такой серьезный и важный, на шикарной машине. Я, такой, весь из себя грамотный, с высшим образованием, приезжаем и тут меня ведущий оператор, Вениамин Соковский спрашивает: «Детонька, а ты знаешь, что самое главное в многокамерном телевидении? Общий план, вот им ты займешься сегодня». И мне тогда стало так обидно, я почувствовал себя униженным до ужаса. Я тут же разозлился на Кисина, мол, отправил меня на ТВ, я попал на многокамерную съемку, и меня отправили просто стоять и дежурить на общем плане!

А потом, через некоторое время, я понял, насколько «правильную вещь» мне сказал тогда Соковский! Если возникает ситуация, которую не может решить режиссер, сразу прибегают к общему плану и картинка снова становится правильной и красивой. Это самое большое спасение. А вот если общий план снят плохо, тогда все пропало.

— Когда вы поняли, что операторское мастерство, это то, чему вы хотите себя посвятить?
— Когда я еще был школьником. В седьмом классе, я учился в художественной школе и мог бы стать художником, вот только я был очень неусидчивым парнем, мне очень быстро надоедало рисовать одно и то же, на протяжении месяца. Как раз, в это время, моя тетя (которая была ассистентом режиссера) рассказала мне об увлекательном мире кинематографа. О том, что там можно снимать разные жанры, менять темы, и т.д. Мне все это так понравилось, особенно с той точки зрения, что картина рисуется месяц, а то и больше, а здесь можно постоянно все менять, что я твердо для себя решил, что буду работать с изображение в кино, а это и есть работа кинооператора.

— И конечно, сразу после школы, вы поступили на кинооператора и закончили институт с красным дипломом?
— Что ты, если бы все было так просто, то не было б так интересно. Сразу после школы я пробовал поступать, но не поступил. Тогда я пошел работать киномехаником, мне было интересно узнать все о камерах: из чего они состоят, как их ремонтировать и т.д. Потом работал в кинотеатре им. Гагарина, показывал фильмы (смеется), и только потом пошел работать ассистентом оператора, все на ту же киностудию им. Довженка. Я считаю, что мне очень повезло, потому как во время учебы, я уже работал по своей специальности, а главное, у меня была возможность обучаться и набираться знании у великих мастеров.

— А как родители отнеслись к Вашему выбору? Не пробовали уговорить стать инженером или медиком?
— Мама у меня по профессии – журналист, а папа – авиационный конструктор. И та, и другая профессия очень романтичные. Поэтому, сначала, я мечтал быть летчиком, но для этого нужно было обладать очень крепким здоровьем. Так что с авиацией у меня не сложилось. Зато сейчас могу похвастаться своей физической формой, после того как потаскаешь много лет камеры, закаляешься очень сильно.

— Вопрос на засыпку, что самое сложное в Вашей работе?

— Самое сложное – это когда меняется состав съемочной группы: режиссёры, автора программ и другие. На их место приходят новые люди, в основном молодёжь, которая многого не знает. И тогда много времени уходит на то, чтоб найти общий язык, объединиться, чтоб получилась хорошая командная работа, во многих случаях приходится учить ребят, многим из них, именно операторы помогают «встать на ноги». Вот в этом в принципе, и вся сложность.

— Вячеслав, у актеров, художников есть специальные закрытые общества, так сказать для избранных, а существует ли, некая «каста операторов»?
— Есть Гильдия кинооператоров Украины (с гордостью говорит собеседник). Там собираются и ТВ-операторы и кинооператоры, большинство из них, начинали свой профессиональный путь в единственной ТВ компании Украины. Эти люди обладают огромнейшим опытом работы и борются за то, что бы улучшать изображение, а также, стараются всячески помогать начинающим операторам. И мне кажется, у них, это хорошо получается.

— Собираетесь вы все вместе и начинаете опытом делиться, а заодно и «байки травить», а вот какой у вас самый большой казус случался?

— Я был где-то в Умани, нашу съемочную группу отправили снимать программу, а точнее клип для этой программы. Задумка была следующая: красивая природа, листопад, осень, все прекрасное и живое… Начинаем мы всю эту красоту снимать, уже и день пролетел, и тут у меня выключается видоискатель. Все в панике. Что делать, как снимать дальше? А возвращаться обратно за новым видоискателем – очень большая роскошь. В то время, чтобы выехать на съемку, нужно было не только собрать съемочную группу, но еще и раздобыть бензин где-то (с ним тогда ого-го какая напряженка была), и все мы это понимали. И если с бензином вопрос можно было хоть как-то решить, то с природой договориться невозможно. Ведь не факт, что когда мы вернемся, на деревьях еще будут листики, а не снег. Вот так, набрали полную грудь воздуха… и продолжили снимать вслепую. Самое смешное, что когда приехали обратно и еле дыша, решили отсмотреть все, что отсняли, оказалось, что у нас очень даже ничего получилось! Что еще раз доказывает, что практика в любой профессии важна!

— Вячеслав, какой бы Вы дали совет начинающим операторам?
— Друзья, никогда не поздно учиться, даже если ты уверен, что у тебя достаточно знаний, не останавливайся на них. Иди вперед. Старайтесь поработать со всей техникой, старайся постоянно совершенствоваться, и искать новые решения, и тогда у вас все получится.

Расскажите друзьям про новость