Виктория Цомая, маркетинг-директор Воли, о секретах успешной карьеры
MMR публикует вторую часть, в котором она делится секретами успешной карьеры.
Будучи приглашенной из МСЛ в ВОЛЮ, Вы не были в поиске работы. Вас который раз выбирают и приглашают, даже несмотря на то, что Вы не на виду, не самый распиаренный маркетолог, скорее наоборот. В чем секрет?
Да, не распиаренный. Секрет в результате, который говорит сам за себя, и в репутации. Я не могу сказать, что весь рынок меня любит: есть менеджеры, которым я указывала на дверь во время работы или которые были чем-то недовольны. Это касается и агентств, и людей. Но я считаю, что мое преимущество — в опыте, причем не одного рынка или категории, и в результате, который достигается с помощью команды и понимания задач менеджмента. Ведь для бренда как и для человека достижение успеха зависит от комбинации разных факторов — персональных качеств, образования, опыта, результативности и пр.
А чем вызваны Ваши постоянные миграции в разные отрасли (сигареты, пиво, водка, лотерея, телеком)?
Мне нравится вызов. Я для себя когда-то решила, что дважды не войду «в одну и ту же воду» — мои амбиции состоят в том, чтобы искать новые вызовы, открывать новые территории. Хотя один раз было интервью с конкурентной компанией, в отрасли, в которой я тогда работала, и я для себя не могла представить, что выйду на работу, и буду сражаться с тем, что вчера делала. Поэтому вопрос с работой тогда быстро решился. Конечно, это не в ситуации, когда тебе нужно искать работу, потому что тебя не приглашают.
А чем чреват приход пивников в телеком?
Я думаю, только стремительным ростом и успехом телекома. Уверена, что от этого будет только плюс.
То есть теперь ВОЛЯ и "Киевстар" станут более похожими, чем раньше?
Не думаю. У каждого бизнеса — своя стратегия и свое позиционирование. Но в частых общениях с международными обладателями контента (которые являются основными партнерами телеком-компаний), я заметила, что и у них есть тренд приглашать часть специалистов из FMCG, потому что ту школу, которую дает FMCG, особенно в международной компании, трудно чем-либо компенсировать. И одним из моих шагов было приглашение в команду коллег, которые работали в FMCG.
Виктория, а никогда не хотелось вырасти в гендиректора?
На каком-то этапе эта мысль меня посещала, но потом я сказала себе "естественно, ты хочешь заниматься любимым делом, отдаваться ему на 100%, а не распределять эти 100% на все направления бизнеса, что обязательно должен делать CEO, в том числе заниматься походами в налоговую":)
В том, что делаю, я получаю много профессионального удовольствия и нахожу возможности для саморазвития. И, наверное, следующим шагом для себя вижу, скорее, преподавание в хорошей международной бизнес-школе, передачу опыта, чем сражение за позицию генерального директора. Это не потому, что я теряю амбиции, просто мне интереснее передать эти ценные и полезные знания тем, кто может этим пользоваться.
Вы выросли в международных крупных компаниях, украинский бизнес — другой, достаточно ли у вас полномочий не согласовывать все с членами правления?
Нет, но не в этом суть. Преимущество именно менеджмента ВОЛИ — у генерального директора, наблюдательного совета, топ-менеджмента — состоит в том, что это очень мощная команда руководителей, которые разделяют общую задачу, идут к результату, не теряя времени на интриги или склоки между собой. Тут важен и калибр генерального директора, Джорджа Жембери, — это человек с отличным, высококлассным международным опытом и образованием. И при этом он понимает реалии молодого рынка, каковым является Украина. Ему прекрасно знакома культура, сложность переходных этапов — как психологических, так и управленческих. Это сочетание очень сильное, поэтому ему не нужно объяснять как в западных компаниях, почему у нас люди не пользуются тем или иным продуктом.
Он здесь живет? Почему он такой ассимилированный?
Вопрос не в том, сколько он здесь живет. А в том, что Джордж грамотно организовывает себя как руководитель, интересуется не поверхностными вещами, а глубоко вникает в процессы. Это сокращает время на принятие решений. Плюс, когда твой руководитель и ты понимаете маршрут движения, задачу, объем ресурсов, и ты не ноешь, что чего-то не хватает, — у тебя всегда есть поддержка. У тебя есть какие-то вехи, когда ты проверяешь, что ты прошел правильно, понимаешь, где необходима корректировка, есть четкая ответственность и взаимодействие с другими функциями — и за счет всего этого получается результат.
Наверное, это неправильно называть словом "свобода" — это все-таки ответственность, но есть зоны ответственности, в которых я самостоятельно принимаю решения, и есть зоны, где мне нужно согласовать действия с другими направлениями. В большинстве случаев, когда есть понимание и твой запрос структурирован, ты получаешь на него оперативный и нужный ответ.
Напоследок, совет от иконы маркетинга молодым маркетологам, от человека, который много экспериментировал и не боится брать новые обязательства на себя.
Работать. Есть такая поговорка — плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Каждый молодой человек, независимо от того, в маркетинге он или нет, должен думать о том, каким будет его следующий шаг. Идя на работу на интервью, я всегда думаю, хорошо, я здесь уже работаю, какая моя следующая ступенечка (я вам ее обозначила, как желание преподавать в большом вузе)?
Я всегда мечтаю о следующем шаге. И это не просто желание, а каждый раз прокладывание для себя карьерных мостов. Для кого-то это, возможно, необходимость отправиться на курсы языка. Есть большой процент молодых специалистов, которые не утруждали себя изучением иностранного языка, и сейчас выглядят бледнее других. И не потому, что они не проходят интервью, а потому что не могут осваивать большие объемы информации из первоисточников, не могут внятно общаться с коллегами из международных рынков. Однозначно нужно развиваться, читать много литературы из разных источников, и не зазнаваться, потому что зазнайки быстро сгорают.