Валерий Пекар, Евроиндекс, о маркетинге нового времени
Валерий Пекар, президент компании Евроиндекс, о том, как изменился маркетинг после Майдана.
Майдан — это тройная революция: экономическая (за свободный рынок против закрытой олигархической системы феодального типа), геополитическая (национально-освободительная, направленная на выход из сферы влияния империи), а также ментальная — революция ценностей (получившая название в журналистике «революция достоинства»). Нам с небес спустили подарок в виде такой машины времени, которая позволила за считанные месяцы одним прыжком наверстать упущенное.
Итак, произошли значительные изменения в массовом сознании. Очевидно, они должны отразиться и на маркетинге. Попробуем разобраться, в чем суть этих изменений. Я выделю пять основных.
1.Доверие, открытость. Традиционно считалось, что доверие в украинском обществе представляет собой самый большой дефицит: уровень социального доверия низок по сравнению с другими восточноевропейскими социумами. Однако на Майдане выяснилось, что украинцы в чрезвычайных обстоятельствах способны на высокую степень доверия, могут быстро договариваться, кооперироваться, помогать незнакомым и принимать помощь от незнакомых.
2.Вера в себя. Аналогично неверие было широко распространено в обществе. Майдан чрезвычайно поднял украинскую гордость и уверенность в своих силах. И это ощущение пройдет не скоро.
3.Требовательность к себе и другим также выросла, что отражает сплочение социума и становление гражданской ответственности.
4.Коллективное поведение. Мы видели множество примеров коллективного поведения и в обороне Майдана, и в его снабжении, и теперь в обеспечении войск.
5.Фильтрация информации. Информационные спецоперации противника вкупе с периодической паникой и, чего скрывать, порой непрофессионализмом журналистов привели к осознанию того, что верить информации нужно избирательно.
Как же эти изменения повлияли на маркетинг? Каковы основные принципы маркетинга после Майдана?
1.Fun и свобода. Свобода проявилась на Майдане как высшая ценность, и апелляция к этой ценности будет весьма уместна. Ну а сам фестивальный характер украинской революции, несмотря на ее трагические страницы, также повлиял на массовое мышление. Попадание в эти ценности позволит опереться на громадную социальную энергию, высвободившуюся в последние месяцы.
2.Вера в лучшее, романтизм. Украинцы привыкли думать о себе как о циниках, однако выяснилось, что мы романтики. А вера в лучшее — естественный предохранитель в условиях гигантской эмоциональной нагрузки. Стройте ваши коммуникации на вере в лучшее, апеллируйте к романтизму — и вы не прогадаете.
3.Меньше понтов. Конечно, безвкусие быстро не исчезнет. Однако время золотых батонов прошло. Сегодня, когда про каждого человека можно узнать с минимальными усилиями практически все с помощью смартфона, будет все сложнее произвести впечатление внешними признаками. Кроме того, в условиях обедневшей и воюющей страны понты выглядят совсем странно.
4.Никаких манипуляций. Произошел значительный скачок в общей культуре восприятия информации. Страшно сказать, но еще немного, и мы окажемся в ситуации, когда уже никому ничего нельзя будет «втюхать». Нюх на манипуляции появился у значительной части населения. И хотя 10% все еще голосуют за политических манипуляторов (а значит и рекламным манипуляциям будут подвержены), какая-то важная черта уже пройдена.
5.Вирусность. Все меньше доверия массовой информации означает все больше доверия своей референтной группе. Поэтому вирусные материалы становятся еще более популярны.
6.Последовательность. Она в цене как никогда. Говорите и делайте завтра то, что логически вытекает из того, что вы говорили и делали вчера.
И хотя через все майданы вместе взятые по всей стране прошло не более 10% населения, это важная критическая точка. Изменения в восприятии и поведении лидеров мнений быстро распространятся по всей стране.
Но это еще не конец истории. Скоро вернутся домой фронтовики. И хотя их совсем немного в масштабах государства, они станут катализатором еще больших изменений в общественном сознании. Фактически мы будем иметь дело с совсем новым явлением — возвращением героев с фронта в отсутствие доминирующей тоталитарной идеологии, т.е. в открытом обществе. Социологи и маркетологи, вы увидите много нового.