В России недооценивают рынок PR-услуг
Генеральный директор агентства «Сокур и партнеры» Дмитрий Сокур полагает, что причина увеличения вложений в нерекламные коммуникации кроется в медиаинфляции, которая достигла 50—55%, а также в значительном увеличении PR-бюджетов компаний, работающих в секторе В2В. «Для многих из них PR является основным средством продвижения, — объясняет г-н Сокур. — Давать массовую прямую рекламу в этой сфере все равно что выбрасывать деньги на ветер. Цена рекламного контакта слишком высока, и результат не оправдывает вложенные средства». По оценке эксперта, рост рынка PR-услуг будет увеличиваться и впредь. Однако не все участники PR-рынка соглашаются с мнением г-на Сокура.
По словам генерального директора Fleishman-Hillard Vanguard Елены Фадеевой, экспертная оценка, приводимая PR-агентством «Сокур и партнеры», не совсем верна. «На мой взгляд, коллеги недооценивают рост рынка PR-услуг, — считает она. — Согласно последним исследованиям, 2007 год был успешным для представителей PR-индустрии как в мире, так и в России». Г-жа Фадеева полагает, что существует ряд факторов, способствующих увеличению объема российского PR-рынка. «Среди положительных факторов развитие сегмента new media, повышение социальной ответственности компаний, а также укрепление позиций России в СНГ».
Президент группы Pro-Vision Владимир Виноградов, напротив, считает, что в настоящий момент значительного роста рынка PR-услуг не наблюдается. «В современных условиях рост возможен только за счет двух факторов: внедрения новых PR-инструментов и увеличения числа компаний — потребителей услуг. Ни того, ни другого сейчас не происходит: все инструменты задействованы, и большинство российских компаний активно ими пользуется, — говорит он. — Впрочем, стоит отметить, что в прошлом году действительно был всплеск, вызванный необходимостью сопровождения IPO. Возможно, в этом году тенденция продолжится и в процесс будет вовлечено больше российских компаний». В целом же г-н Виноградов считает, что рынок PR-услуг относительно стабилен: «Есть увеличение денежных оборотов за счет инфляции, но ростом рынка это называть сложно».