Отлично описал текущие процессы Владимир Зборовский, директор Havas Engage Ukraine: «Все прекрасно понимают, что бездействовать нельзя. Рынком нужно управлять, проявлять активность и гибкость, учитывая изменения в потребительском спросе. А он претерпел кардинальные изменения: снизилась покупательная способность потребителей, это негативно отразилось на производителях. Все понимают — вкладывать в рекламу просто необходимо, что и наблюдаем в настоящее время».
По словам Анны Миколаенко, Account Director Full Contact, активнее стали выделяться бюджеты на Consumer и Trade программы, программы лояльности. Это касается и FMCG сегмента и, например, автомобильных брендов. Такая «щедрость» рекламодателей не случайна.
«Поведение потребителя изменилось, он с меньшим желанием расстаётся со своими деньгами, стал более требовательным, готов тратить время на анализ всех предложений и менять привычные ТМ на более бюджетные. Акционные, особенно ценовые предложения привлекают максимум внимания. Рост объема рынка услуг trade marketing обусловлен динамикой изменений в поведении потребителя», — комментирует ситуацию Анастасия Перова, Trade Development Strategic Director/Clever Force.
Рост инвестиций в Events и спонсорство эксперты объясняют несколькими мотивами. Олеся Савченко, managing director Тalan Communications считает, что ситуативное оживление на рынке ивентов обусловлено тем, что люди соскучились за позитивом, хорошим настроением, интересным досугом, и бренды/компании активно это используют. С другой стороны, 2016 был богат событиями: Евро 2016, Лига Чемпионов, Олимпийские игры, мировое турне Океана Эльзы, стартовавшее в Украине. Светлана Степаненко, CEO TWIGA Ukraine, дополняет: направление оживилось благодаря лончу новых продуктов и их промо-поддержке, а также активизации массовых мероприятий: марафонов, уличных фестивалей и др.
|
|
Прогноз |
Прогноз |
|||
Маркетинговые |
Итоги 2015г., млн грн |
% изменения 2015 к |
Объем 2016г., |
% изменения 2016 к 2015 |
Объем 2016г., |
% изменения 2016 к 2015 |
Объем рынка Маркетинговых сервисов |
1 |
-2,3% |
1 |
4,2% |
1 |
12,0% |
В том числе: |
|
|
||||
Consumer marketing |
249 |
-15% |
262 |
5% |
274 |
10% |
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) |
691 |
5% |
725 |
5% |
795 |
15% |
Event Marketing and Sponsorship |
72 |
-15% |
72 |
0% |
83 |
15% |
Loyalty marketing |
561 |
0% |
589 |
5% |
617 |
10% |
Нестандартные коммуникации (life placement, ambient media ) |
60 |
-20% |
54 |
-10% |
60 |
0% |
И еще несколько важных и интересных комментариев от экспертов
Интересный тренд: «Все, что можем сделать сами, делаем сами». В целях оптимизации расходов маркетинг отделы все больше берут на себя работу по проектам маркетинговых сервисов, которую ранее поручали агентствам (самостоятельная разработка концепций проектов, собственный торговый\промо штат и др.)». Светлана Степаненко, CEO TWIGA Ukraine.
Общее ощущение ситуации: «Кажется, что каждую неделю где-то может махнуть крылом спонтанный и непредсказуемый Черный лебедь: то ли во внешнеэкономической жизни страны, то ли в виде новых ограничительных и регулирующих постановлений от правительства. И это любое событие способно повлиять на динамику. Никто себя не обманывает по поводу стабильности происходящего, разные сферы ведут себя по-разному: один рынок съежился, зато на другом — настоящая захватывающая война брендов». Олеся Савченко, managing director Тalan Communication
Взаимодействие с клиентами: «Клиенты ожидают более филигранной работы от команды агентства, готовы тестировать нестандартные решения. Все продолжают считать деньги, но каждый по-своему: кто-то забирает больше функционала в inhouse, а кто-то, напротив, больше делегирует партнерам, освобождаясь от постоянных затрат. Радует также, что клиенты, понимая рыночные реалии, готовы проявлять больше гибкости в обсуждении сроков оплаты. В целом, вывод следующий — рост рынка неизбежен, в том числе за счет инфляции. Вопрос — какими темпами». Наталья Жигалкина, Операционный Директор Prospects Group.