Как понять, управляет ли кто-то нашими действиями в повседневной жизни?
Управления поведением человека стало так много, что мы с вами живем в постоянном информационном шуме. Наружная реклама, призывающая нас купить конкретный товар со скидкой, дает нам указание «купи это дешевле». Политическая реклама в телевизоре дает нам обещание лучшей жизни в обмен на избирательный голос.
Чек-ин с фотографией в ресторане с хвалебным отзывом о качестве еды, дает установку «купи эту еду, ведь я ее уже купил». И так далее. Любая реклама и любой пиар — это управление нашим созданием. Проще всего поведенческую модель индивида описывает бихевиоризм. У человека есть стимул что-то сделать, за которым идет реакция — совершенное действие.
Если человек испытывает жажду, он берет стакан, наливает в него воду и выпивает. Стимул — жажда, реакция — выпить воду. Все человеческие взаимоотношения описываются этой формулой. Да, в ней есть дополнительные и важные переменные (среда, контекст, психическое состояние и другие), но все и всегда просчитывается именно по формуле S→R.
Как связаны между собой управление общественным сознанием и PR?
Это равносильные понятия. Первая полноценная книга о «пиаре» называется «Пропаганда». Автор — Эдвард Бернейс, племянник Зигмунда Фрейда — написал ее в 1928 году. В книге сказано, что манипулирование общественным мнением необходимо для преодоления противоречий в обществе.
Именно Бернейс заложил основы теперь привычных механизмов «пиара» первым использовал экспертов и лидеров общественного мнения для увеличения продажи товаров. Врачи рассказывали о пользе никотина, а придуманный им фонд по борьбе с венерическими заболеваниями советовал зрителям посетить пьесу о проститутках.
До второй мировой войны термин «пропаганда» не имел негативного окраса, но политика нацистской Германии превратила это слово в жупел. Набор пропагандистских механизмов стали называть «связи с общественностью».
А еще раньше были, например, иезуиты, считавшие работу с массовым сознанием основой своего процветания. Например, они первыми систематизировали школьную пропаганду. Детей учили так, как было выгодно самим иезуитам. Давали только те знания, которые с детства закладывали конкретные модели поведения индивида.
Еще раньше были китайцы со своими стратагемами — военными хитростями, работавшими как с коллективным, так и с индивидуальным сознанием.
ПРИВЕДИТЕ КАКОЙ-ТО ЯРКИЙ ПРИМЕР УПРАВЛЕНИЯ СОЗНАНИЕМ С ПОМОЩЬЮ СМИ
Любое насильственное свержение или удержание власти.
Суть простая — люди всегда манипулируют друг другом для достижения собственного комфорта, некоего индивидуального счастья, выраженного в минимизации фрустраций.
Более подробно о том, как прогнозировать реакции на те или иные стимулы, об инструментах работы с управлением общественного мнения, а также о том, как отличать искусственно созданные стимулы от естественного хода событий, Сергей Дидковский расскажет на своей лекции в рамках интенсива «Коммуникации в рекламе и PR».
Курс пройдет 9—12 июля 2015 г. в зале кинотеатра «Одесса Кино», Киев. Пл. Победы, 3. Детальная информация о курсе www.vshk.org
*Фотограф Дмитрий Ромас