На PR-марафоне я буду участвовать в дискуссии о стандартах в PR. Эта тема довольно многогранна — обсуждают этические стандарты, и коммерческие, и взаимоотношения между участниками процесса коммуникаций. Я же, вслед за Светой Павелецкой хочу затронуть вопрос стандартов на навыки, которыми должен обладать молодой пиарщик при входе в профессию.
Если посмотреть на карьерный путь пиарщика, то упрощенно он такой: специалист — начальник отдела — руководитель функции. Каждому этапу соответствует своя работа: использование базовых навыков и инструментов — решение коммуникационных задач с помощью инструментов — решение задач бизнеса посредством перевода их в коммуникационные задачи.
За последние 10 лет профессия шагнула далеко вперед. В связи с чем мы много говорим об управлении репутацией и кейсах. Это хорошо и важно, но за своими заботами и карьерным ростом мы забыли о базе.
Что знают и умеют те, кто приходят сейчас к нам на работу? Откуда они получили знания, где наработали навыки, которые помогают им выполнять хотя бы самые простые задачи?
Высшее образование. Оно дает, в лучшем случае, общую эрудицию и редко — навык писать. Нормального высшего образования по коммуникациям я не встречал. КИМО или Могилянка — возможно, и то с оговорками.
Конференции-интенсивы. Дают ощущение профессии, кейсы можно послушать, нетворкинг в профессиональной среде. Увы, к образованию это никакого отношения не имеет. Хорошо описывается словом infotainment.
Отраслевые СМИ и специализированные паблики. Дадут представление о коммуникационном бизнесе, о звездах профессии и том, что на слуху. Можно составить представление о буднях коммуникаций.
И вот эти молодые специалисты — с высшим образованием ни о чем, багажом новых слов с последнего лектория и напитавшийся фейсбучной мудрости — приходят на работу. Что он или она там будет делать? Управлять репутацией? Кого мы пытаемся обмануть!
Будет писать пресс-релизы и посты, делать бюджеты, картинки вставлять в презентации, мероприятия организовывать, счета на оплату ставить. Но умеет ли он или она это делать? Мой опыт работодателя говорит, что нет. Их нигде этому не учат.
И да, я скорее найму того, кто умеет и хочет работать руками, чем того, кто красиво рассуждает о высоком. Смыслу профессии я его научу. А вот учить его держать вилку (читайте писать пресс-релизы) сил не хватает.
В этом я вижу большую проблему. Сложно находить людей для выполнения простых понятных действий, из которых складывается общий результат. Особенно остро это ощущается за пределами Киева.
Считаю, это весомый повод для PR-сообщества подумать над двумя вопросами:
— какие базовые навыки должен иметь молодой человек на входе в профессию. Тут можно было бы договориться о перечне и требованиях.
— как сделать, чтобы они вырабатывали навыки еще до прихода к нам. Именно вырабатывали, ведь навык — это как пресс. От одной тренировки не появится.
Вот мои задумки, которыми могло бы заняться в этой связи наше отраслевое объединение:
1) наконец сообщить вузам, которые готовят пиарщиков, что они делают это плохо. И заняться внесением изменений в учебные программы. Эта тема нас может привести к идее сертифицировать факультеты / специальности, которые готовят пиарщиков.
2) озаботиться тем, где студенты могут приобрести навыки работы в профессии во время учебы. Это могут быть пресс-службы вузов, волонтерские проекты и т. д. Мы как отрасль могли бы им оказывать методологическую и консультационную поддержку.
3) ввести сертификацию молодых специалистов по аналогии с IT-cертификациями или TOEFL. Это мог бы быть экзамен, сдача которого подтверждала бы, что человек владеет минимальными навыками, необходимыми для работы в профессии. Эта задача привела бы нас к согласованию списка требуемых навыков, выработки стандарта на них и необходимости признания крупными работодателями такой сертификации.
4) возродить CIPR в Украине. Мне кажется, это была единственная учебная программа, которая давала образование по коммуникациям. Не развлечение, не корочку, а именно образование в самом позитивном смысле этого слова. Но это уже не про навыки.