Interactive Advertising Bureau Europe опубликовало отчет о европейском рынке digital рекламы AdEx Benchmark за 2018 год, в котором впервые представлены данные о рынке Украины. Результаты исследования, проведенного для оценки рынка за 2018 год, для AdEx Benchmark подало IAB Ukraine.
«Одним из важнейших сигналов развития интернет-рынка является его измеримость и прозрачность. Появление украинского интернет-рынка в AdEx Benchmark Report — это зеленый свет не только для игроков рынка, но и для инвесторов и глобальных рекламодателей. Ведь статистика объема и динамики рынка позволяют эффективно оценивать рекламные инвестиции и инвестиции в инфраструктуру рынка. Появление Украины на мировой цифровой карте — это лишь один из первых шагов к индустриализации интернет-рынка, к которой мы будем прилагать усилия ближайшие 2–3 года, одновременно продолжая работу над совершенствованием методологии», — Анастасия Байдаченко, Chief Operating Officer украино-британской группы компаний razom communications, участница рабочей группы комитета Market Research IAB Ukraine.
По словам Игоря Даценко, Analitycs & Technology Leading Expert Publicis Groupe, руководителя комитета Market Research, то, что Украина появилась в отчете по объемам цифровой рекламы в европейском регионе свидетельствует о положительных изменениях на отечественном рынке: рекламные агентства, паблишеры, рекламные сети, которых опрашивали в рамках проекта, охотно предоставляли информацию и были действительно заинтересованы в увеличении прозрачности рынка:
«Во-первых, это говорит о том, что уровень развития и прозрачности рынка удовлетворяет требования IAB. Для сравнения, можем вспомнить времена зарождения интернета в Украине, тогда многих участников рынка устраивало отсутствие стандартов, цен и контроля. Это позволяло отдельным игрокам получать сверхприбыли, но портило имидж и тормозило развитие интернет-рынка в целом. Во-вторых, в сфере digital-рекламы IAB является одной из наиболее авторитетных организаций, поэтому ее признания обычно достаточно для того, чтобы Украина появилась на digital-карте мира, что, в свою очередь, открывает путь для притока новых технологий и инвестиций в отрасль. Кроме того, нам удалось разработать методику, которая комбинирует различные источники данных и позволяет оценить те сегменты, которые ранее были недоступны. Я говорю о таких гигантах, как, скажем, YT и FB».
По подсчетам IAB Europe, размер digital рекламного рынка Европы составляет более 55 млрд евро, что на 13,9% больше, чем за предыдущий период. Доля рекламных бюджетов в традиционную рекламу неустанно движется вниз, бренд уверенно выбирает онлайн размещения.
Традиционно лидером рекламных бюджетов является Великобритания. В то время, как украинский рынок показывает лучшие темпы роста по сравнению с прошлым годом.
- Украина — 26.9%
- Россия — 24.9%
- Беларусь — 23.6%
- Чехия — 20.9%
- Сербия — 20.1%
«Очевидно, что новая методология подсчета объема рынка интернет-рекламы, которую представили в IAB Ukraine, оправдала себя. Важно отметить, что мы, Украина, не просто заняли первое место по росту рынка за последний год, а растем в два раза быстрее, чем весь рынок в среднем. Это обусловлено как макроэкономическими факторами и улучшением бизнес-климата в стране, так и, безусловно, нашими светлыми умами, которые уже давно рождают прогрессивные решения и продукты, эффективно решающие задачи рекламодателей», — Александр Павлов, Business Development Director DIEVO digital evolution agency, участник комитета Market Research IAB Ukraine.
Согласно документу, украинский рынок развивается более динамично, чем другие. Кроме того, в большинстве категорий Украина занимает место среди пятерки лидеров, несмотря на более низкие затраты на рекламный бюджет.
Ярослав Огоцкий, стратегический директор Isobar Ukraine, участник комитета Market Research IAB Ukraine, отмечает, еще 3 года назад ситуация была кардинально другой: одна из самых низких пенетраций в Европе, рынок начал восстанавливаться после падения и занимал 25%-ную долю при лидирующей позиции ТВ, по объемам мы занимали последние позиции среди европейских стран:
«В 2016 году украинский digital рынок выглядел довольно посредственно по сравнению с европейскими, а уже в 2018 вышел на передовые позиции по многим показателям:
- занял лидирующее место по темпам роста среди европейских рынков
- лидирующее место по темпам роста дисплейных форматов (с нами в топе Франция, Россия и Великобритания)
- в топе по доле видео рекламы среди дисплейных форматов (с нами в топе Великобритания, Ирландия и Швеция) и по темпам роста видео рекламы (выше среднеевропейского уровня)
- доля digital рынка превысила долю ТВ по объемам (как во многих развитых европейских странах).
И хоть по объемам украинский digital рынок еще далек от европейских рынков, то с точки зрения развития мы создаем новые европейские бенчмарки».