03 Фев 2015, 11:33

Украинские каналы сократили закупку российских сериалов

Во втором полугодии четыре крупнейшие телегруппы вдвое уменьшили закупки новых российских сериалов. Патриотизм почти ни при чем

Украинские каналы сократили закупку российских сериалов

Во втором полугодии четыре крупнейшие телегруппы вдвое уменьшили закупки новых российских сериалов. Патриотизм почти ни при чем

 

Крупнейшие украинские каналы в прошлом году на треть сократили количество купленных новых сериалов. Если в 2013-м шесть наиболее рейтинговых украинских телеканалов (СТБ, Интер, 1+1, Украина, ICTV и Новый канал) закупили 212 сериалов, то в прошлом году — всего 140, при этом во втором полугодии только 56. Основное сокращение произошло за счет частичного отказа телегрупп от российских сериалов. Таковы результаты закрытого исследования (имеется в распоряжении ЛІГАБізнесІнформ), проведенного одной из телегрупп на основе исследования Nielsen.

Нагадуємо, що MMR розпочав прийом заявок для участі в Конкурсі PR-кейсів.

Ознайомитися з номінаціями, правилами подачі кейсів та заповнити анкету для участі можна тут. Найяскравіші кейси будуть представлені згодом на сторінках mmr.ua та лендингу конкурсу. Найкращі кейси оргкомітет MMR нагородить під час PR марафону 8 листопада.

Подати заявку

«Мыльный» пузырь

Во второй половине 2014-го крупнейшие телеканалы показали суммарно 701 час премьерных сериалов. Из них российского происхождения — 75,9%, хотя последние годы «россияне» занимали 85-90% сериального рынка (данные Коммуникационного альянса). Если же сравнивать абсолютные показатели, то телегруппы сократили закупки российского контента более чем вдвое — во втором полугодии 2013-го было показано 1 545 часов нового «мыла», львиная доля которого была произведена в России.

Патриотичность украинских телебоссов не главная причина падения объемов закупок российского контента. Кризис и обвал рекламного рынка сыграли куда более важную роль.

«В прошлом году (2013-м. — Ред.) серия (российского сериала. — Ред.) стоила сумасшедшие $60 000-$80 000. Сейчас такие деньги никто не платит, — говорит менеджер по закупкам контента одной из телегрупп. — Российские продюсеры стали более сговорчивыми: сегодня одна серия обходится в $25 000-30 000, но можно «выбить» скидку до $15 000-20 000″. Однако даже этого недостаточно для «бизнеса».

Выступая на заседании Нацсовета по теле- и радиовещанию, генеральный директор StarLightMedia Владимир Бородянский утверждал, что вернуть средства, которые вещатели потратили на российские сериалы, сейчас трудно. «За серию мы платим $20 000-30 000. А на рекламе можем отбить $15 000-20 000. И только тогда, когда сериал идет еще и в повторе», — объясняет Бородянский.

Российские сериалы экономически невыгодны украинским вещателям, подтверждает директор консалтинговой компании Cortex Андрей Колесник. При среднем рейтинге прайм-тайма шести крупных вещателей 2,5% телеканал сегодня может заработать примерно 150 000-180 000 грн ($7 500-9 000). То есть, чтобы окупаться, сериал должен брать минимум 5%. Но эти средства ($15 000-18 000. — Ред.) телеканал может заработать при полной заполняемости рекламных блоков — 12 минут в час, тогда как в прошлом году заполняемость составляла в среднем до 80-85%. Также важно, какой аудитории «продается» сериал: более ценны молодые женщины, а «мыло» смотрят в основном пенсионеры.

Не сериалом единым

Лидер по количеству показа премьерных сериалов — телеканал Интер. За 2014 год вещатель сократил их количество со 101 до 54. На втором месте канал Украина. За год он закупил столько же новых сериалов, сколько и в прошлом: 45. «1+1» купил 23 новых сериала — это на 7 меньше, чем годом ранее. Каналы StarLightMedia также экономили: СТБ уменьшил количество премьерного «мыла» с 12 до 9, ICTV — с 16 до 7, Новый канал — с 10 до одного.

Ментальный барьер

Уменьшение закупок российского контента не привело к увеличению «западных» сериалов в украинском телеэфире. Хотя европейские и американские обходятся относительно недорого — $3 000-10 000 за серию (цена старых сериалов может составлять и $300), никто не хочет рисковать и ставить их в прайм, объясняет менеджер по закупкам контента: неизвестно, каким будет рейтинг. «Стоимость контента невысока, поскольку рекламный рынок в Украине, по сравнению с другими западными странами, меньше в 5-10 раз. Правообладатели учитывают такие факторы», — говорит он.

«В Украине популярен практически каждый второй российский сериал, несмотря на их качество. В 2014-м, по данным Nielsen, хотя и наблюдалось некоторое снижение рейтингов российских сериалов, но на общую картину это почти не повлияло, — рассказывает телеменеджер. — А безумно дорогие в производстве и качественные американские сериалы вроде «Игр престолов» и «Во все тяжкие» у нас вообще не идут. Российские сериалы ментально ближе массовому зрителю».

Украинское: хорошо, но дорого

Проблемы ментальности нет у отечественных сериалов, но они не могут сразу заменить большую часть российской продукции. Количество украинских продакшен-компаний, которые способны производить много качественного праймового контента, можно пересчитать по пальцам — film.ua и Star Media. Пробуют подтянуться продакшены StarLightMedia (Vavёrka Producion и StarLightFilms), Медиа Группы Украина (Front Cinema Production) и 1+1 медиа (1+1 продакшен). Но работать только на украинский рынок нерентабельно. 

Владимир Бородянский уверяет, что стоимость производства качественного драматического сериала в Украине составляет в среднем $50 000. Окупить эти средства на рекламе в Украине даже при очень высоком рейтинге невозможно. Поэтому украинские продакшены и телеканалы снимают сериалы на два рынка, и первым в очереди стоит российский. Обострение отношений между странами не прибавило популярности украинскому контенту. Например, телеканал СТБ так и не сумел продать в России свой сериал «Скорая помощь», а телеканал 1+1 — сериал «Давай поцелуемся».

«Телеменеджеры дружно уверяют, что делать сериал только для украинского рынка невыгодно. Разве что с крошечным бюджетом, — говорит кинопродюсер Игорь Савиченко, основатель компании Директория кино. — Но даже если рассчитывать на Россию, не факт, что в итоге получится продать. Поэтому многие предпочитают не рисковать, а сразу покупают готовый российский сериал». По его мнению, это порочная практика. «Мировой опыт показывает, что нужно не бояться снимать сериалы для собственного рынка, — уверяет Савиченко. — В 38-миллионной Польше собственные сериалы коммерчески успешны. В Канаде, где по соседству крупнейший производитель сериалов США, телеканалы также не боятся снимать свои не менее качественные сериалы».

Расскажите друзьям про новость

Новое видео