Украинские издатели становятся первыми жертвами рекламного спада
Провальный четвертый квартал уходящего 2008 г. сказался на всех медиа, однако наочные результаты кризисного реагирования показывают, пока, исключительно издатели. Из-за жесткой конкуренции и фактического перенасыщения телевизионного и радийного рынков (свободных привлекательных эфирных частот уже давно нет) о закрытии проектов речь, как правило, не может идти даже в кризисе. В худшем случае эти проекты просто кто-то купит, и речь пойдет о ребрендинге и т.д. (из-за лицензионных заморочек), но не о закрытии. То же самое происходит и в Интернете: крупная площадка и популярный сайт всегда найдут нового хозяина, а мелкий сайт даже если закроется, этого никто не заметит.
Первое полугодие 2008 г. пестрело пресс-релизами о запуске новых издательских проектов, декларациями намерений крупных иностранных инвесторов выйти на наш рынок, сообщениями и заявлениями столичных проектов о выходе в регионы и построении общенациональной сети. Все были оптимистично настроены на 25%-ный рост объемов рекламы в прессе (и вполне оправдано настроены, как оказалось), однако никто не учитывал возможности кризиса уже в этом году.
Может быть это лишь совпадение, однако первыми беду почувствовали те же иностранцы. В июне наш печатный рынок покинула немецкая издательская группа Handelsblatt и чешская Economia a.s., продавшие контрольный пакет издательства «Экономика» инвестиционно-консалтинговой группе EastOne Виктора Пинчука. В том же июне прекратил существование из-за отсутствия финансирования проект российского издательства ИД Родионова в Украине, журнал «Der Spiegel Профиль». А в начале ноября голландская издательская группа Telеgraaf Media Group (TMG) заявила о готовящейся реструктуризации бизнеса, в рамках которой компания решила покинуть украинский рынок, продав все свои проекты.
После «Der Spiegel Профиль» первой отечественной ласточкой, ушедшей из издательского пула, стал журнал «Новинар» издательства Джеда Сандена KP-Druk. Последний номер журнала вышел 1 августа (проект не просуществовал и года). Официальная причина закрытия, названная тогда издателем, — отсутствие спроса на украиноязычную прессу. После этого KP-Druk решил закрыть с начала 2009 г. еще два журнала: «Вона» и «Пані». Возможно, конечно, что во всем опять виноват украинский язык, однако компания заявила, что закрытие является результатом замедления роста рынка рекламы в Украине, в сочетании с девальвацией гривны, которые привели к увеличению расходов на печать. «Мы очень гордимся проектами, которые мы запустили. К сожалению, изменение экономического климата, подорвало наши ожидания от этого бизнеса», — прокомментировал в начале декабря это решение Джед Санден.
Та же судьба постигла и женские журналы «Любимая» и Glance голландской TMG. Решив покинуть рынок, иностранцы так и не нашли покупателей на женский глянец, поэтому в декабре вышли последние выпуски изданий.
Не обошел стороной кризис и деловую прессу. Ежедневки («Коммерсант», «Экономические известия» и «Дело») еще держатся, а вот список еженедельников начинает сокращаться. Результатами декабря стало решение «Медиа Инвест Групп» закрыть региональные редакции журнала «Статус», оставив лишь столичную версию. Издательский дом Perekhid Publishing House объявил о закрытии журнала «Деловой», а U.A. Inter Media Group приняла решение закрыть еженедельник «Чистая прибыль». Вице-президент группы «Интер» Ярослав Порохняк объяснил такое решение «сложностью поиска покупателей на проект в сложившихся условиях».
Менее кардинальные инвесторы, не желающие закрывать проекты, сокращают количество их выходов. Так, газета «24» перешла с пятидневного на трехдневный выход, а журналы «Деньги» и Time Out будут выходить с января 2009 г. не в еженедельном режиме, а раз в две недели. «Офф-лайновые версии проектов с января будет выходить раз в две недели, для обоих журналов запланировано производство нескольких спецвыпусков в течение года. Редакционный состав обоих проектов будет адаптирован под новые задачи», — говорится в сообщении «Украинского медиа холдинга».
Однако большинство экспертов уверяет, что декабрьские потери – лишь цветочки рекламной рецессии. Ягодки пойдут в первом квартале следующего года, который обещает быть гораздо более жестким, чем октябрь-декабрь 2008 г.