Украинцев из городов обманывают в онлайне посредством фишинга, жителей сел — через предоплату
05 Окт 2021, 13:03

Украинцев из городов обманывают в онлайне посредством фишинга, жителей сел — через предоплату

Украинцев в онлайне обманывают многими способами: пенсионеров, например, в три раза чаще других — через SMS о выигрыше в лотерею. Каждого четвертого подростка — после открытия вредоносной ссылки. Жители сел чаще сталкиваются с продажей несуществующего товара по предоплате, а киевляне — с фишинговыми атаками. Пол, кстати, практически не влияет на вероятность встретить мошенника в интернете. 

Такие данные приводит аналитическая служба OLX, согласно результатам опроса 25 тыс. пользователей интернета.

Место проживания значительно влияет на тип мошенничества. Например ⅔ жителей пгт и сел сталкиваются с попытками продать им несуществующий товар по предоплате, а вот жители городов в 1,5 раза чаще получают фишинговые ссылки. Жители райцентров на треть чаще других сталкиваются с поддельными квитанциями об оплате. 

В селах в целом меньше знакомы с базовыми правилами кибербезопасности. Если более 42% горожан не обсуждают сделку за пределами платформы и не открывают ссылки от незнакомых людей, то среди жителей сел — это только 33% опрошенных. 

В то же время жители столицы больше всего страдают от фишинга (36% от всех видов онлайн-мошенничества), а вот в Днепре, Одессе, Харькове и Львове половина случаев связана с предоплатой несуществующего товара. 

Наиболее ответственно к обращениям в Киберполицию относятся во Львовской области — каждый восьмой обманутый подаст заявление, а наименее — в Одесской — здесь обратится только каждый четырнадцатый. 

Среди всех возрастных категорий 80% случаев онлайн-мошенничества происходят в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp). Однако пенсионерам в три раза чаще присылают мошеннические SMS и в семь раз — электронные письма о «выигрыше в лотерею», «новые условия тарифа» или «правила карантина». В то же время 57% украинцев возрасте от 46 до 65 лет столкнулись с мошенниками, которые просили предоплату за несуществующий товар.

«Молодежь в возрасте 18-25 лет в каждом третьем случае попадает на фишинг, а каждый четвертый несовершеннолетний потерял деньги после перехода по поддельной ссылке на сайт-двойник известного бренда. Это связано и с тем, что молодежь проводит больше времени онлайн, и с тем, что она слабо знакома с базовыми правилами кибербезопасности — в школах этому не учат до сих пор. Украинцы в возрасте 65 лет и старше вдвое чаще ведутся на схему с подставным курьером и в полтора раза чаще других сталкиваются с мошенничеством с использованием фейковых скриншотов об оплате», — детализирует Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.

Молодежь более знакома с базовыми правилами кибербезопасности, однако общий уровень навыков поведения в онлайне остается невысоким: 

Правила кибербезопасностидо 18 лет после 65 лет
Не открывают ссылки от незнакомцев48%28%
Не разглашают платежные данные банковской карты30%29%
Обращают внимание на оценки и отзывы38%19%
Не обсуждают сделку за пределами платформы (в мессенджерах)39%38%
Проверяют ссылки на olx.ua14%7%
Проверяют номер продавца / покупателя в базах отзывов26%21%
Внимательно оценивают текст в SMS или почте 22%14 %
Обращают внимание на манеру общения (например, есть ли психологическое давление или манипуляции)45%38%

В то же время о кибербезопасности 65% несовершеннолетних и 48% пенсионеров узнают из соцсетей, 38% и 23% — от друзей и родственников, а вот каждый третий украинец в возрасте от 65 лет – с образовательных проектов вроде Онлайн[за]хист. 

Пол практически не влияет на вероятность столкнуться с мошенником. И мужчины (78%), и женщины (88%) получают вредоносные ссылки от мошенников в Viber, Telegram или WhatsApp. Только мужчины внимательнее проверяют адрес сайта, куда им предлагают перейти. Украинцы вдвое чаще украинок получают мошеннические SMS (выигрыш в лотерею, “вы выиграли авто”) — 9% против 4% от всех случаев соответственно. После встречи с мошенников представители обоих полов ведут себя одинаково: большинство пытаются решить проблему самостоятельно — в полицию обращается только каждый десятый пострадавший, однако женщины почти вдвое чаще мужчин обращаются в банк, чтобы заблокировать свою карту.

Расскажите друзьям про новость