Украинцы заменяют пиво шоколадом
, вот уже третий год GfK Ukraine совместно с MMR проводит всеукраинское исследование, посвященное любимым отечественным и зарубежным торговым маркам, и в рамках X-Ray вручает лидерам опроса премию "Глас народа". В этом году любимой отечественной маркой украинцы назвали Roshen.
Исчезновению Roshen огорчились бы 20,5% респондентов, что почти в два раза больше, чем набрал ближайший конкурент в рейтинге — "Торчин", и почти в два раза больше, чем завоевала сама Roshen в прошлом году. Это свидетельствует, прежде всего, о грамотной и последовательной стратегии продвижения, приносящей бренду с каждым годом все больше эмоциональной привязанности украинцев. Тем не менее, не ухудшились, а то и немного улучшились и показатели конкурентов Roshen: "Світоч" — 6,9%, "Корона" — 4,6%. Больше всего поклонников Roshen нашлось среди киевлян и в центральном регионе Украины — примерно по трети опрошенных среди первых и вторых.
Вторая по рейтингу любимая марка украинцев — "Торчин". Бренд также значительно улучшил свою позицию в этом году: 12,5% украинцев (а на Западе Украины почти 20%) огорчились бы, не найдя ее продукты в магазинах — хороший результат, учитывая, что в прошлом году "Торчин" занимал в рейтинге лишь седьмую строку. Что касается конкурента "Торчина", марки "Чумак", то по ней в случае исчезновения будут скучать неизменные 6% украинцев.
В десятку любимых отечественных марок стабильно попадают бренды пива, а в двадцатку — еще и водки. Среди пивных украинцы дорожат брендами "Оболонь" и "Черниговское" — в этом году у них 6,3% и 5,5% соответственно, среди водочных лучший результат у "Хортицы" — 2%. В то же время, нельзя не отметить, что все марки алкогольных напитков в этом году потеряли в рейтинге — доля почитателей практически каждого из брендов поредела на 1-3 процентных пункта. Очевидно, это свидетельствует о том, что украинцы стали внимательнее относиться к собственному здоровью, предпочитая алкогольным напиткам… шоколад, что хоть немного, но полезнее.
Традиционно мужчины в ответ на вопросы чаще называют бренды алкогольных напитков, женщины — сладостей и других продуктов. Так, мужчины в среднем в 6-7 раз чаще, чем женщины, называли марки пива в качестве тех, которых им бы не хватало, что приблизительно повторяет результат прошлого года. При этом лишь на 25-30% меньше мужчин, чем женщин, называли марки шоколадных изделий, что объясняет улучшение позиций Roshen, "Світоч" и "Корона". Разрыв был гораздо значительнее (в основном 50% и более) по результатам предыдущего года.
В целом, уровень привязанности к брендам среди украинцев практически не меняется с годами: значительной части населения все так же сложно найти именно ту, любимую марку, которой не найти замены и по которой в случае остановки производства (или остановки поставок в Украину) стали бы дружно скучать. Roshen продемонстрировала отличный результат в этом году, но остальные отечественные бренды следуют за ней с большим отрывом. Именно поэтому брендам следует больше работать над формированием образа уникальности и незаменимости их продуктов и улучшать целостное восприятие марок, делая все возможное, чтобы любой контакт с маркой был положительным. Ведь именно так, последовательно и уверенно, формируется лояльность потребителя к бренду.
Примечание:
Омнибус GfK Ukraine — это количественное ежемесячное исследование, которое проводится одновременно для нескольких клиентов. В анкету Омнибуса включаются независимые блоки вопросов, интересующие совершенно разные компании. Каждый клиент обладает эксклюзивным правом собственности на вопросы своего блока. Общая выборка составляет 1000 респондентов в возрасте от 15 до 59 лет. Выборка является репрезентативной для населения Украины по полу, возрасту, региону проживания и размеру населенного пункта. Опрос проводится методом личного интервью у респондентов на дому. Погрешность выборки не превышает 3,1%.
Ольга Игнатова, исследователь, GfK Ukraine