26 Мар 2009, 15:19

Украинцы поддерживают идею введения цензуры в СМИ

Действительно ли журналисты больше и охотнее пишут про плохое? За мини-исследованием PRAVDA Research стоял простой вопрос – «про что же пишут сейчас в новостях украинские онлайн-СМИ?»

Украинцы поддерживают идею введения цензуры в СМИ

Судя по недавним исследованиям – более половины украинцев поддерживают идею введения цензуры новостей. Причина лежит на поверхности – излишнее акцентирование на негативе в событиях вынуждает многих просто игнорировать средства массовой информации или же поддерживать радикальные способы контроля информационного потока, ежедневно бомбардирующего с экранов телевизоров и страниц газет обычных зрителей. Зачастую, к сожалению, журналисты забывают про свою роль социальной ответственности.

Действительно ли журналисты больше и охотнее пишут про плохое? За мини-исследованием PRAVDA Research стоял простой вопрос – «про что же пишут сейчас в новостях украинские онлайн-СМИ?».

 Мы исследовали и сами тексты новостей, и их заголовки – если в феврале заголовков с нейтральным или позитивным оттенком было поровну (по 12% от общего числа), то заголовков с выраженным негативом в два с лишним раза больше – 29%. В марте – позитивных заголовков – 9,5%, нейтральных – 12,5%, с негативным оттенком – 22,6%. В целом – от общего количества новостей  –  52% заголовков носят негативный характер.

По тематике – больше всего политических новостей. Их 54%. На втором и третьих местах – 19% новостей, посвященных проблемам общества и 16% – происшествиям. Экономика – 8%, погода – 2%.

 Наиболее популярное слово – «Украина», которая появляется в текстах новостей 456 раз за февральскую пятницу и 390 раз в марте. Параллельно со спадом употребляемости названия страны повышаются разговоры о кризисе – слово «кризис» в марте можно найти 52 раза, тогда как в феврале их было всего 33. Популярными стали разговоры про «доллар» (44 вместо 33) и «гривны» (72 вместо 66). «Евро» находится далеко позади отечественной и американской валюты – 12 раз в феврале и 13 в марте.

А такие, как «заявил», «подчеркнуть», «говорить», «должен», «считать», «сказать», «сообщить» – употребляются больше 40-50 раз. «Сообщить», кстати, по популярности употреблений находится в топе – 231 раз в феврале и 185 раз в марте.

 Всего лишь по одному разу в текстах новостей встречаются такие слова, как «одобрят», «гармонизирует», «любимых», «позитив», «польза», «посодействовать».

 Стабильным в новостях оставалось положение главы страны – 157 упоминаний «президент» в феврале и 160 в марте, если же указывать фамилию – тут тоже без неожиданных скачков – «Ющенко» встречается 104 и 94 раза. А количество упоминаний главы правительства упало – частота употреблений фамилии «Тимошенко» снизилась с 89 до 34 раз в марте. «Блок Юлии Тимошенко» соответственно переместился с 52 упоминаний до 32. Оппозиция в лице «Януковича» далеко позади – в феврале 12 раз, в марте – 13. «НУ-НС» – 9 упоминаний в феврале, 10 в марте. Поющий мэр «Черновецкий» востребован в лице героя журналистских материалов – 38 в марте, 34 в феврале. «Мэрия» – 18 раз в феврале и всего 2 в марте, «мэр» – 28 в феврале, в марте – 22. «КГГА» (Киевская Городская Государственная Администрация) – 9 в феврале и рост до 25 упоминаний в марте. «Рада» – 70 в феврале и небольшой спад до 58 раз в марте.

Не стоит забывать, что популярность употреблений любых слов в новостях носит ситуативный характер, тут часто играет роль текущих событий – отставка Пинзеника в феврале послужила

причиной частого упоминания его фамилии – 83 раза. В марте 47 раз появляется «Балога», в контексте обсуждения Секретариатом Президента назначения Наливайченко новым главой СБУ. В контексте Тернопольских выборов в областной совет (и предстоящих выборах президента) в марте 109 раз употребляется «выборы», по сравнению с февралем, где эта тема была упомянута всего 19 раз.

Несмотря на все экономические условия, конечно, хотелось бы видеть больше новостей со словами «сделали», «получилось», «успешно», «надежно» и прочих, которые в наших текстах, к сожалению, встречались считанные разы. Дело – за журналистами. И, конечно, за власть имущими, которые ежедневно подкидывают нам не самые оптимистичные темы для обсуждений.

Для исследования были  взяты самые популярные по рейтингам Bigmir ресурсы – сюда попали «Корреспондент» (korrespondent.net), «ForUm» (for-ua.com) и «Главред» (glavred.info). Новости были взяты в период с 9 утра до 18 вечера, в разделах, которые относятся к новостям Украины. Был проведен как контент-анализ самих текстов, так и заголовков отдельно. Суммарно было проанализировано 25,423 слов за февраль и 24,069 за март. Даты – 13 февраля и 13 марта, которые в этом году оказались пятницами два месяца подряд. Интересный факт – обилие пятниц 13-го (третья и последняя будет в ноябре) выпало только на этот год, последний раз такое было 11 лет назад. Упоминание же самой «пятницы 13-го» встретилось  в новостях всего лишь два раза.   

Расскажите друзьям про новость

Новое видео