Украинцы остаются бесправными перед Facebook
01 Дек 2014, 07:30

Украинцы остаются бесправными перед Facebook

Украинцы остаются беззащитными перед мировыми интернет-корпорациями.

Украинцы остаются бесправными перед Facebook

Украинцы остаются беззащитными перед мировыми интернет-корпорациями. Виновато в этом в том числе и государство. У нас некому представлять интересы граждан в мировом онлайне.

Единственный способ для украинских пользователей социальной сети Facebook защитить себя от использования в коммерческих целях их персональных данных — удалить аккаунт. Об этом «Капиталу» рассказали сразу несколько юристов, а также бывший руководитель Государственной службы по защите персональных данных Александр Мервинский. По данным Gemius, в нашей стране около 2,5 млн пользователей Facebook.

Напомним, на прошлой неделе Facebook распространила среди украинских пользователей сообщение о том, что с 1 января 2015 г. вводит в действие новую политику использования данных о пользователях, позволяющую передавать их третьим лицам без специального разрешения. «В ответ на новую политику «Фейсбук» настоящим я объявляю, что все мои персональные данные, фотографии, рисунки, переписка и так далее являются объектами моего авторского права (согласно Бернской конвенции)», — такое сообщение скопировали со странички друг у друга многие украинцы. Таким образом они пытаются самостоятельно защитить свою приватность. Впрочем, юристы утверждают, что это не даст никакого результата.

Реклама подорожает

В новой редакции политики указано, с кем Facebook будет делиться персональными данными своих пользователей. Это службы рекламы и аналитические компании, операторы связи и другие поставщики услуг для Facebook. Кроме того, данные пользователей Facebook будет передавать своим партнерам — владельцам интернет-сайтов и приложений для мобильных устройств, а также другим компаниям, чьи товары или услуги приобретают пользователи соцсети.

При этом все данные, передаваемые Facebook третьей стороне, остаются анонимными. «Мы предоставляем данные нашим партнерам по рекламе или клиентам только после того, как удалим из них ваше имя или любую информацию о вас, по которой вас можно идентифицировать, или объединим их с данными других людей таким образом, что по ним будет невозможно идентифицировать вас», — сказано в новых правилах.

Директор по маркетингу компании «МЕТА» Алексей Чуксин считает, что такие нововведения могут быть неоднозначно восприняты ре­кла­мо­да­те­ля­ми. «После нововведений рекламодателям нужно будет оценить, повлияло ли изменение на уровень продаж. Если они увидят улучшения, то увеличат свои рекламные бюджеты. Но для большинства игроков это вряд ли будет интересно, так как значительная часть украинских компаний, в отличие от мировых рекламодателей, до сих пор вообще не оценивают влияние интернета на продажи. А нововведения, скорее всего, увеличат стоимость рекламы», — отметил он. По данным участников рынка, сейчас стоимость одного прихода пользователя с рекламных блоков Facebook составляет 2,5‑3 грн.

Государство отдыхает

Стоит также отметить, что, согласно новым условиям, социальная сеть может передавать пользовательскую информацию госорганам, если сочтет их запрос юридически обоснованным. Примечательно, Facebook и сейчас регулярно отчитывается о случаях, когда госорганы запрашивают информацию о пользователях и их аккаунтах.

2,5 млн пользователей Facebook насчитывается в Украине — данные Gemius

 

Например, за последние полтора года из Польши поступило 288 таких запросов. Удовлетворено из них было только 27 %. Для сравнения: за тот же период госорганы США отправили в Facebook около 40 тыс. запросов и примерно в 80 % получили необходимые сведения. А Россия в прошлом году один раз запросила информацию, но ее заявка была отклонена.

В своей отчетности Facebook не указывает, поступали ли к ним такие запросы — и их статистику —от украинских властей. Собеседники «Капитала» считают, что это связано в первую очередь с тем, что украинские власти в принципе не имеют возможности вести диалог с представителями социальной сети. В Украине нет официального представительства Facebook. За нашу страну отвечает московское подразделение компании.

А вот с Google, в отличие от сети Марка Цукерберга, украинское государство постепенно учится общаться. Например, в статистике Google указано, что в первом полугодии правоохранительные органы дважды обращались в корпорацию с целью узнать личную информацию об украинцах. А ответ получили только на один запрос. Отметим, Google имеет дочернюю компанию в Украине.

Без права на право

Защищать персональные данные украинцев тоже некому, говорит Алексей Мервинский. «В европейских странах администрация Facebook учитывает национальное законодательство в этой сфере и уже согласно ему составляет условия пользования социальной сетью. У нас же такое законодательство отсутствует», — сетует он. По словам экс-чиновника, наши профильные законы нужно срочно корректировать.

Сейчас украинским пользователям в случае нарушения их прав довольно сложно повлиять на американских интернет-гигантов, будь‑то Facebook или Google. «Пользователь, который считает, что его права нарушены, может пожаловаться только в американский суд. А это усложняет процедуру и требует немалых финансовых затрат», — объяснял ранее «Капиталу» председатель правления общественной организации «Международная ассоциация защиты неприкосновенности частной жизни и безопасности человека» Александр Микитюк.

Напомним, в мае 2013 г. Верховная Рада передала функции контроля за соблюдением законодательства о защите персональных данных уполномоченному по правам человека, а также отменила государственную регистрацию баз персональных данных. Сейчас должность уполномоченного по правам человека в Украине занимает Валерия Лутковская.

Расскажите друзьям про новость