Тревожная масса: сырочки, которые взорвали сеть
30 Окт 2015, 11:35

Тревожная масса: сырочки, которые взорвали сеть

Почему журналистская и бизнес-элита решила посвятить вечер 29 октября обсуждению упаковки сырковых продуктов «Яготинське», а не выборам мэра или, скажем, муралу на Дружбы Народов — в реакции трех social media-специалистов

Вчера главред сестринского MMR издания delo.ua Катерина Венжик разместила на своей страничке в Facebook крик души о том, что творожные сырки ее любимого производителя завернуты в упаковку, от которой слипаются пальцы, и это невыносимо. В конце поста Катерина попросила «Яготинский маслозавод» сделать с этим хоть что-нибудь, но оперативно реакция пришла не совсем с той стороны, к которой она обращалась. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В течение каких-то пяти часов пост набрал около четырех тысяч лайков. В комментариях высказались бизнесмены, журналисты и политики. Постом поделились на своих стенах предприниматели и организации. Кажется, что единственный юзер соцсети, который не высказался о сырках — это страничка их же производителя. Хотя, спустя какое-то время и поступил развернутый ответ от топ-менеджмента «Молочного Альянса», но в пылу жарких дебатов это мало кто заметил. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Я долго молчалаНо больше не могу Дорогой «Яготинский маслозавод»! Я твой давний и верный клиент. Я редко покупаю к…

«День сырка» прошел, а вопросы остались. С ответами редакции помогли трое social media-экспертов. 

MMR спросил:

1. Почему, по-вашему, такое простое сообщение так быстро «взлетает» и заставляет бизнес-сообщество вместо обсуждения прошедших выборов обсуждать сладкие сырки?

2. Способны ли украинские компании на быструю реакцию на подобные инфоповоды изменениями в производстве, структуре, упаковке? Есть ли подобные кейсы в нашей стране и за границей?

3. Какой должна быть инфраструктура компании, чтобы реагировать на «крики душ» из соцсетей чем-то большим, чем комментарием дежурного SMM-менеджера? 

Сергей Дидковский, PR-стратег «Ольшанский и партнеры»:

«Яготинское» — популярный бренд, следовательно, выражение недовольствия его продуктом (в данном случае, юзабилити продукта) обязательно вызывает дискуссию. Особенно — из уст известного человека. Важно понимать, что в самом деле качество упаковки их сырков не удовлетворительное, и очевидно, в контексте высокой популярности бренда, это заметило большое количество людей. Венжик первой сказала правду, и общественность поддержала ее.

Про украинские кейсы, признаюсь вам как на духу, я не слышал. Из свежих зарубежных — гнев на новый юзабилити сайта «Кинопоиск». Кстати, мне понравился, но количество отрицательных оценок вынудило руководство сайта вернуться в предыдущую версию. Что касается «Яготинского», то речь идет о консервативном и бюрократизированном бренде. Я сильно сомневаюсь, что они изменят упаковку. Их это просто не трогает. 

Нужна система мониторинга упоминаний бренда в социальных сетях.  

Сергей Дидковский
PR-стратег

Системой управляет специалист по коммуникациям, находящийся в прямом контакте с руководителем (лучше — собственником) компании. Ежедневно специалист получает данные про упоминание бренда, и, видя негатив, составляет антикризисное предложение для руководителя (лучше — собственника). Вместе они решают конфликт. 

Егор Солодкий, маркетолог Fly Technology:

Тут все просто. Люди устроены так, что с большим удовольствием мы делимся именно негативными отзывами. Как бы грустно это не звучало, но негатив, злость обида и т.д. — эти эмоции намного сильнее, чем позитивные. Поэтому и публикации с таким окрасом распространяются намного сильнее. Плюс не забываем о медийном весе автора, Катерина все таки не последний человек на рынке.

Почему споры об упаковке сырков заставили забыть о выборах? Потому что выборы — это временный тренд, он актуален в течении короткого отрезка времени. А сырки «Яготинське» мы кушаем в течении всего года и каждый, кто хоть раз их покупал, сталкивался с той же проблемой, о которой написала главный редактор. На бытовом уровне эта проблема для нас ближе и важнее, чем даже выборы мера. 

Украинские компании не готовы менять свой продукт, основываясь на отзывах потребителей.

Егор Солодкий
маркетолог в Fly Technology, лектор в Webpromoexperts

Мои коллеги и я на курсах и конференциях по SMM утверждают, что хорошим тоном считается реакция на проблему в течении 3 часов. То есть, представитель бренда должен прийти в комментарии и вклинится в дискуссию практически сразу. При этом, он обязательно должен указать, что он участвует в дискуссии именно от лица бренда. Украинские компании не готовы менять свой продукт, основываясь на отзывах потребителей, они не такие гибкие и часто считают себя умнее потребителя. К сожалению, хороших случаев не могу вспомнить. 

Виктория Макарова, директор по развитию бизнеса Plus One Digital Agency:

Любая тема приедается, в том числе и выборы. В особенности выборы, я бы даже сказала. Любой насущный инфоповод подхватывается соц. сетями — вспомним хотя бы мурал на Леси Украинки. Ну и принцип haters gonna hate никто не отменял — украинцы любят троллить, жаловаться и ныть. А упаковка сырков и впрямь ужасная.

Все очень сильно зависит от компании, но подобных кейсов в нашей стране не припомню. Принять решение об изменении упаковки продукта для любой крупной компании — дело непростое, нужны фокус-группы, исследования, а также волевое решение бренд-менеджера, маркетинг директора и далее по цепочке. Кроме того, любой hype в социальных сетях может восприниматься компанией как белый шум, или по принципу «любой PR хорош» — вспомним, к примеру, недавний ребрендинг «Киевстар» . 

Бренды стремятся донести, в некоторых случаях — навязать аудитории свое сообщение, но зачастую не строят диалог с потребителем. 

Виктория Макарова
Директор по развитию бизнеса

Вопрос реакции на острые посты не столько в инфраструктуре, сколько в том, о чем я говорила выше: это вопрос подхода. Нужно желание меняться, делать это оперативно, брать на себя ответственность за принятие решений, рисковать. Что касается SMM, есть некий баг в понимании того, что такое «борьба с негативом», и какова вообще роль социальных сетей в коммуникации бренда с потребителем. Бренды стремятся донести, в некоторых случаях — навязать аудитории свое сообщение, но зачастую не строят диалог с потребителем. И это основная проблема такой односторонней  коммуникации. Соц. сети — живая среда, способная дать компании куда больше информации о ЦА, чем некоторые фокус-группы.

Пять цитат из сети 

Нужно запускать параллельно этот же продукт, но в другой более удобной упаковке. Это также даст на определенный период преимущество перед конкурентами. Далее можно будет видеть как распределится спрос. 

Случай, когда мнение одного покупателя разошлось с мнением комментирующих.

Оказывается, я не один такой, кто не может понять, почему в 21 веке, когда НАСА фотографирует Плутон в высоком разрешении, когда на 3D принтере можно напечатать почку, когда люди вот-вот высадятся на Марс — никто, никто из великих умов не придумает нормальную упаковку для сырков?!! 

Особенности цифрового столетия — достаточно упустить одну деталь, не вести «работу с отрицательными отзывами», и вот уже 2500 твоих клиентов готовы отказаться от твоих товаров… И это в течении 5 часов. Что дальше? 

Главный хит украинского фб сегодня — обсуждение упаковки детских сырков. Вот они, вечные ценности! Это же куда актуальнее, чем кто выйдет во второй тур на мэрских выборах в Киеве, и что голоса не могут посчитать уже пятые сутки. 

Расскажите друзьям про новость