В 2020 году, когда в мир пришел COVID-19, начали появляться гипотезы о том, что пандемия спровоцировала появление многих новых паттернов в жизни и поведении людей. Украинская исследовательская компания Gradus Research решила узнать, правда ли это, что именно поменялось в поведении украинцев и какой характер носят эти изменения — ситуативные или новые привычки войдут в жизнь украинцев навсегда.
1. Экономия
За время карантина и локдаунов доход сократился у 46% украинцев, а 10% и вовсе потеряли работу. Но означает ли это, что украинцы стали больше экономить? К сожалению, ответ — да, стали!
По состоянию на май 2021, действительно, 39% украинцев отмечают, что приобрели привычку экономить в сравнении с докарантинными временами, когда только 14% украинцев отмечали экономию как характерную особенность своего потребительского поведения. Те, кто сейчас экономят, переключаются на более дешевые позиции в рамках тех же товарных категорий, а также отдают предпочтение потреблению акционных товаров со скидками.
39% украинцев отмечают, что приобрели привычку экономить в сравнении с докарантинными временами
Привычка экономить прочно вошла в жизнь украинцев сейчас и будет оставаться активированной и далее — так как только 8% людей отмечают свое намерение прекратить экономить после окончания пандемии.
2. Просмотр фильмов, сериалов и ТВ
Вторая гипотеза об изменении жизни и привычек украинцев. Опросы подтверждают факт, что украинцы стали больше смотреть фильмы и сериалы на карантине.
“Если говорить о тенденции в мире, то, например, за 2020 год у стримингового сервиса Netflix количество подписчиков выросло на рекордные 37 млн и превысило 200 млн человек. Но по данным украинских медиасервисов, всплеск активного пользования был замечен только в первые 2 месяца пандемии, которые сопровождались весенним локдауном, а значит отсутствующими возможностями для аутдор проведения времени. Вместе с тем не стоит забывать, что в Украине доступен пиратский контент, к которому прибегают 43% жителей городов Украины” — отмечает CEO&Founder Gradus Research Евгения Близнюк.
В целом, просмотр кино-сериального и ТВ-контента имел и ранее серьезный вес в жизни украинцев — только 5% отмечают, что до карантина не смотрели киносериалы и 10% не смотрели ТВ. И вот во время карантинов и локдаунов 30% людей отмечают, что стали чаще смотреть кино-сериалы и 21% опрошенных стали чаще смотреть ТВ. И, что интересно, после окончания пандемии декларируют намерение сократить просмотр кино только 5% и ТВ только 13% опрошенных — что несомненно является хорошим знаком для роста бизнесов сферы OTT/IPTV и ТВ-каналов.
3. Социальное дистанцирование
О социальной дистанции и уменьшении физических контактов, как одном из превентивных методов распространения вируса COVID-19, узнали все украинцы весной 2020 года. Но правда ли, что после пандемии мы будем также придерживаться социального дистанцирования?
Стоит отметить, что в разных странах существуют определенные социальные нормы, в том числе и о социальной дистанции. Если мы сравним украинскую и европейскую или американскую культуру, то несложно будет заметить, что жители США и Европы активнее отстаивают права на личное пространство, чем украинцы. Наверное, поэтому слышать дыхание постороннего человека в очереди на кассу в супермаркете для нас — норма, а для иностранцев — дурной тон.
Только 19% украинцев до пандемии избегали физических контактов, во время карантинов эта цифра достигала 27%. Однако после окончания пандемии 16% намерены отказаться от социального дистанцирования. Судя по этим цифрам, ожидать сильных изменений в этике поведения украинцев не стоит.
4. Удаленная работа
Несмотря на гипотезу о том, что во время пандемии украинцы массово переключились на удаленную работу, согласно опросу, этот процент составил всего 17%. При этом до COVID-19 дистанционно работали 10%, а в результате карантинов системно переключатся на офлайн работу 7% респондентов.
5. Шоппинг в интернете
Онлайн-шоппинг и до пандемии был достаточно привычным явлением для большинства украинцев — только 6% опрошенных горожан в возрасте 18-60, проживающих городах более 50 тысяч жителей, отмечают, что не практиковали пользование интернетом для покупки еды, одежды/обуви, оплаты услуг. Во время закрытия оффлайн-магазинов в период локдаунов единственным способом купить что-то, кроме еды, стали онлайн-магазины. В период коронавируса четверть украинцев стали делать шоппинг в интернете чаще. Из хороших новостей — всего 3% украинцев декларируют намерение отказаться от покупок в онлайне после окончания пандемии, что несомненно является хорошим знаком для развития и еще большего роста e-commerce.
6. Пассивная лояльность
Регулярные исследования в различных категориях демонстрируют снижение активной лояльности к брендам категорий. Пассивная лояльность — состояние, когда потребитель с легкостью меняет ваш бренд на другой, руководствуясь рациональными соображениями. В том числе признаками пассивной лояльности являются:
- высокая доля готовых отказаться от покупки бренда при малейших трудностях найти его на полке;
- дешевизна, как ключевой драйвер, ориентация на выгоду при выборе.
С одной стороны, сложившаяся ситуация — вызов для компаний и необходимость направлять маркетинговые усилия на “завоевание” сердец потребителя, построение эмоциональной коммуникации с ним. С другой стороны это широкое поле для потенциального роста, так как “сердца” потребителей свободны и их займет тот, кто сможет эффективно обновить свой месседжинг в соответствии с контекстом потребительского поведения.
Исследование было проведено исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов размером более 50 000 жителей в возрасте 18-60 лет по полу, размеру населенного пункта и региону. Период проведения поля: 21 мая 2021, размер выборки: 1000 респондентов.