Компания Mastercard исследовала главные потребности и вызовы малого и среднего бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы в развитии безналичных оплат. По результатам исследования Mastercard SME Monitor, Украина имеет один из самых низких показателей терминализации малого и среднего бизнеса среди стран региона. Сегодня только 38% МСБ в Украине предоставляют возможность безналичной оплаты клиентам, то есть 62% предприятий работают только с наличными. К тому же, в рамках исследования 40% представителей МСБ, которые имеют платежные терминалы, указали, что большая часть расчетов происходит наличными (свыше 80%).
Для сравнения, лидеры по уровню терминализации малого и среднего бизнеса — Чешская Республика, Греция, Польша и Словакия, где в среднем 75% предприятий предлагают опцию безналичных расчетов. В Греции, в частности, высокие показатели объясняются тем, что терминализация МСБ обязательна согласно требованиям местного законодательства.
Согласно данным Европейского центрального банка, в Украине на 1 миллион граждан приходится 6155 POS-терминалов, тогда как средний показатель для стран Центральной и Восточной Европы составляет 17 909 POS-терминалов.
По мнению представителей МСБ, низкий уровень терминализации в Украине вызван рядом препятствий, которые сдерживают переход МСБ на безналичные оплаты. В частности, респонденты определяют низкую покупательную способность (26,1%), бюрократические процедуры (22%), а также высокие налоги (11,9%).
Наибольшее количество малых и средних предприятий в Украине сосредоточено в сфере услуг (20,6%), розничной торговли (20,2%), обрабатывающей промышленности (12,8%) и FMCG (11,5%).
«Один из основных приоритетов для Mastercard — развитие финансовой инклюзии, включенности населения и бизнеса в финансовую систему и обучение пользованию платежными инструментами. Уровень финансовой включенности влияет как на экономический рост страны, так и на жизнь граждан: согласно данным международных исследований, повышение уровня финклюзии на 10% способствует росту ВВП страны в среднем на 0,3%. Для Украины это более 9 миллиардов гривен. Развитие традиционных и инновационных инструментов приема безналичных платежей среди МСБ является стратегически важной задачей, которая даст преимущества и торговцам, и покупателям, и государству в целом», — подчеркнула Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине.
Представители МСБ согласны, что переход к безналичному способу расчетов имеет преимущества как для пользователей, так и для самого бизнеса. Среди главных драйверов этого процесса они называют: желание потребителей рассчитываться безналично, возможность расширения бизнеса и соответствие бизнеса современным технологиям. Большинство представителей малого и среднего бизнеса видят преимущество внедрения безналичной инфраструктуры в простоте осуществления оплат (64%).