Ткаченко: Российские СМИ создают не новости, а другую реальность
28 Апр 2014, 09:28

Ткаченко: Российские СМИ создают не новости, а другую реальность

Интервью гендиректора группы каналов 1+1 Александра Ткаченко о пропаганде, новостях, рекламе и о том куда советует бежать Игорь Коломойский

Ткаченко: Российские СМИ создают не новости, а другую реальность

Последние полгода доказали украинцам — у СМИ действительно очень важная роль,  а информация может быть оружием массового поражения (посмотрите российские новости). Генералы в информационной войне — руководители крупнейших отечественных телегрупп.  ЛІГАБізнесІнформ решила познакомить  читателей с этими людьми. Мы начинаем серию интервью с топ-менеджерами крупнейших украинских телеканалов.

 

Первое — с гендиректором группы каналов 1+1 Media (1+1, TET, 2+2, Плюсплюс, Бигуди), принадлежащей одному из самых богатых людей Украины, а ныне еще и губернатору Днепропетровска Игорю Коломойскому, Александром Ткаченко. 

Евро, но не Майдан. О позиции канала и Коломойского

 

— В течении всего Евромайдана  группа 1+1 была одним из немногих каналов, освещавших события промайдановски. Это принципиальная позиция канала?

 

— Со стороны могло показаться, что мы промайдановские, но на самом деле мы старались просто освещать события объективно. А то, что мы компания с европейскими ценностями, мы определили еще два года назад, и отдельного решения по событиям Евромайдана не было. Для нас просто важно было сохранить эти ценности.

— А Игорь Коломойский, собственник группы, как-то охарактеризовал вам свою позицию?

 

— У нас с собственником нет коммуникаций типа: «бежим туда» или «стоим на месте». Есть определенные цели, к которым мы движемся. Ценности, которые исповедует наша компания, разделяет и собственник. А отдельных дискуссий по этому поводу или заседаний революционных штабов у нас не было.

 О российской пропаганде

 

— Как вы оцениваете информационную политику ваших российских коллег?

 

— То, что сейчас происходит на российском телевидении, я могу сравнить только с советской пропагандой. Последние события в Украине украинские каналы освещали по-разному. Правильно, неправильно, майдановские, антимайдановские, и так далее — но все равно это был спектр мнений, разные картинки. Все-таки какие-то основы свободы слова у нас есть — и это сказывалось на ситуации.

— А в России нет?

 

— Там на сегодняшний момент с этим очень сложно. Я общался с коллегами, которых знаю давно, и увидел эту ценностную трансформацию. Складывается впечатление, что людей раньше реально унижали в связи с развалом СССР, они в себе это скрывали и сейчас вот проявляется в полный рост это уязвленное самолюбие. Только этим я могу объяснить то, как организована сейчас тотальная зачистка свободных СМИ в России и переход от освещения событий к их не просто искажению, а созданию другой реальности. Удивительно, но все это появляется у наших продвинутых коллег из России, которых я знаю много лет с совершенно другой стороны.

— То есть антиукраинская пропаганда, которую транслируют ваши коллеги — это искренняя позиция менеджмента, а никакая не цензура?

 

— Во многом это действительно их внутренняя позиция. Это новая русская идеология — про царя и отечество, где мало есть места личностной свободе. Она вызвана комплексами, неверием в то, что люди, которые были здесь, на Майдане, исповедуют другие ценности, и страхом перед самими собой признать, что такое возможно, иначе вся эта система полуправды, откровенной неправды — просто разрушится.

Зомби против растений. Об информационной безопасности

 

— Можно ли как-то бороться с этой пропагандой, возможно, перекрывать ее украинскими каналами?

 

— Бороться с этим такими же методами бессмысленно и опасно. С нашей стороны можно только разговаривать со зрителем, нашим зрителем. Потому что вот эти российские страхи присутствуют и в Донецкой, и в Луганской области. И справляться с ними можно только с помощью разговора, а не с помощью промывания мозгов. Если мы исповедуем другие ценности, то мы не можем действовать теми же методами, что и коллеги, и просто развернуть контрпропаганду. 

— Как этот разговор выглядит на практике?

 

— Например, на 1+1 мы сейчас делаем программы Украинские сенсации и Секретные материалы — специально на русском языке. Программы показывают в развернутом виде суть происходящих событий, отображают, что скрывается за новыми мифами. Появилась программа ЧистоNews от Студии Квартал-95 — она позволяет посмотреть на происходящее с улыбкой. Опять-таки, выходит на русском. Вообще история о том, что «одна страна — два языка» для меня очевидна. Потому что если люди хотят говорить на русском языке, то нельзя подвергать сомнению их право на это. Другой момент — если мы принимаем два языка, то все по-честному должны говорить на двух языках в равной степени. Все граждане — и в Донецке тоже.

— Вы считаете, что русский нужно сделать вторым государственным?

 

— Я не вижу в этом проблемы. В Канаде на французском говорит 15-20% населения, и то не каждый день, и этот язык государственный. В Швеции на финском говорит 10% — и это тоже государственный язык. Я бы не делал из этого фетиша. Мне больше нравится, когда в Одессе выходят на митинги русскоязычные патриоты с украинскими флагами, чем когда украиноязычные патриоты говорят, что никакого другого языка в стране быть не должно — и точка.

Новостей много не бывает. Об изменениях в программе ТВ

 

— Какие еще изменения произошли в сетке вещания группы в связи с последними событиями? Увеличилось ли количество информационных программ?

 

— С января мы немного сменили концепцию ТСН.Особливе — сделали его не гламурным, а информационным. Периодически мы уходили в линейку новостей днем, расширили почти до двух часов вечерние выпуски ТСН. В самые напряженные моменты, когда было очевидно, что людям необходима информация, мы проводили многочасовые телемарафоны. Всего их было около пяти. Формат телемарафона позволил в студии свести противоположных по взглядам спикеров и не допустить склоки. Например, так общались Геннадий Кернес (мэр Харькова — ред.) с Андреем Садовым (мэр Львова — ред.).

— Аудитория информационных программ выросла?

— Очевидно, что выросла — причем на всех каналах. Но оценить рост сложно, так как с начала нынешнего года сменилась панель измерения ТВ-аудитории. А сравнивать данные новой панели с прошлогодними данными старой — не совсем корректно. По данным новой панели люди смотрят телевизор на час-полтора больше, чем раньше. Но какая часть этого роста техническая, а какая органическая — оценить сложно. Впрочем, мы видим, что привычки зрителей по отношению к другим программам изменились.

— То есть?

— Мы видим меньше желания следить за перипетиями очередного талант-шоу или реалити — настоящие события занимают куда больше внимания.

 

— Планируете ли вы как-то менять сетку вещания из-за этой тенденции?

— Мы в процессе. Нам кажется, что мы нащупали направление движения. Но пока не сделаем — ничего не скажем.

— Аудитория сайта ТСН сильно выросла. Как вы планируете ее удерживать?

— Да, были дни, когда на сайт заходило до двух миллионов посетителей. Сейчас мы планируем сделать конвергентный ньюзрум для сайта ТСН и самих новостей. То есть две редакции будут работать вместе, а читатели сайта смогут увидеть материалы журналистов, которые работают на экране — статьи, дополнения, вещи, оставшиеся за кадром, видео, которое не вошло в эфир.

 О рекламодателях и рынке

 

— Как менялись настроения рекламодателей за первый квартал года?

 

— К концу января, когда стало ясно, что события приобретают драматический характер, начались проблемы. Первыми свою рекламу сняли бренды, у которых ролики были веселыми — это просто не соответствовало происходящему. Потом рекламироваться отказались российские компании, аргументируя это тем, что такова была просьба из Москвы. Заполняемость по рынку сейчас примерно на 50% меньше, чем в прошлом году. Впрочем, последние полторы недели все начали понемногу возвращаться, даже россияне. Украина для них — большой рынок сбыта, и потерять его они не хотят.

— Основная проблема для рекламодателей — в курсе валют?

— Конечно. Вот заложили они в бюджет, например, 100 долларов. А тут оказывается, что это не 100, а 80. Отечественные рекламодатели, меньше привязанные к доллару, ведут себя гораздо спокойнее.

— Вы продаете рекламу с привязкой к доллару?

— Нет, наши цены никак не привязаны к доллару.

— Спасет ли рынок от падения политическая предвыборная реклама?

— Это не показательная кампания. Она короткая, она другая. Интерес к кандидатам несравним с интересом к событиям, которые происходят. Раньше каждое действие кандидата само по себе было новостным поводом. А сейчас даже непонятно, что кандидат должен сделать, чтобы перебить новость о каком-нибудь трагическом инциденте в Славянске. В итоге все они предпочитают следовать за событиями, а не создавать их.

— Они уменьшают свое присутствие в рекламе?

— Нет, политическая реклама есть, но она носит другой характер. К примеру, традиционно кандидаты обычно ездят по регионам. Сейчас же они должны искать другие пути.

О российских сериалах и американских фильмах

 

— Вы по-прежнему показываете российские сериалы — например, Склифосовский, Дело врачей, Кухня. Зрители не требуют их убрать?

— Такой тренд есть. Я знаю, что люди стали меньше ходить в кино на российские фильмы. Многие наши конкуренты не знают, что делать с заранее купленным продуктом — какими-нибудь Морскими дьяволами или сериалами о храбрых русских ментах и спецназовцах. У нас такого продукта исторически было немного — в основном мелодрамы, детективы, комедии. Это вечные ценности, и мы видим, что интерес к мелодрамам, теплым отношениям, становится только больше.

— То есть убирать российские сериалы из программы вы не планируете?

— Мы будем работать с российским контентом более избирательно, а также больше опираться на собственный контент. Мы уже сделали первые шаги в производстве сериалов.

— А цены на российский контент не поднимаются?

— Думаю, российским компаниям сейчас нужно очень нежно к нам относиться, чтобы мы продолжали быть для них весомым рынком.

— А как иностранные правообладатели относятся к тому, что их фильмы и шоу транслируют на территории Крыма российские каналы, при том что лицензия на трансляцию на этой территории — у украинских каналов?

— Мы уже обратились с этим вопросом к самим правообладателям — они задумались. Ситуация беспрецедентная, поэтому готового решения ни у кого нет. Но решать можно по-разному — например, мы знаем, что крупнейшие правообладатели сейчас не отдают свои фильмы на прокат в кинотеатры на территории Крыма. Мы сейчас готовим ряд легальных процедур, чтобы использовать свои аргументы в судах.

О трансляции каналов в Донецке и Израиле

 

— Сепаратисты отключают вещание каналов группы на территории Донецкой и Луганской областей?

— Была одна попытка. Нашлись аргументы, чтобы возобновить вещание достаточно быстро. В кабельных сетях там сейчас вещают и украинские, и российские каналы.

— У вас есть международный канал — 1+1 International. Увеличился ли интерес из-за рубежа с началом последних событий?

— Было несколько предложений из Восточной Европы по расширению вещания. Интерес повысился, и мы внесли некоторые изменения — увеличили новостные блоки. Очень много обращений приходит с просьбой организовать вещание на русском языке — начиная от Израиля и заканчивая Америкой. Люди хотят получать информацию на русском языке, но не от Russia Today.

— Насколько сложно организовать такое вещание?

— Это достаточно большие расходы, и логистика непростая. Сложно, но возможно. Мы готовим такой проект.

До боев. О результатах работы группы за прошлый год

 

— Что с группой происходило в прошлом году?

— Сейчас жизнь можно разделить на «до» и «после» — до Евромайдана событий и после них. По факту прошлого года у группы было увеличение доли, увеличение прибыли, что соответственно потребовало больших затрат на контент. Но сейчас мы учимся жить в каком-то другом мире, и каким он будет — пока неясно. Планирование, бюджетирование, создание сеток вещания — совершенно другой процесс.

— Вышла ли группа на безубыточность?

— У нас есть ряд успешных примеров. Например, детский канал Плюсплюс.

— Кстати, о небольших каналах. В конце осени группа запустила женский канал Бигуди. Каковы его первые результаты?

— Выход Бигуди мы планировали давно. Дело в том, что у нас в библиотеке есть много контента, не востребованного на других каналах группы. А для успеха продаж нам нужно больше платформ, которые мы можем продавать. Поэтому мы решили создать еще один канал. Бигуди идут достаточно хорошо: для спутникового канала занять долю аудитории 0,3-0,5% за такое время — хороший результат. Параллельно мы начали редизайн канала УНИАН ТВ, сейчас мы интегрируем канал с информагентством УНИАН — транслируем на канале круглые столы, например.

— Изменилась ли аудитория каналов? 

— Мы сменили коммерческие аудитории для каналов группы. Теперь ТЕТ и Плюсплюс у нас продаются по аудитории «люди в возрасте 4-35 лет», канал 2+2 — по аудитории «мужчины в возрасте 20-50 лет», а 1+1 — среди людей 18-54 лет. И каждый канал следит за поведением собственной аудитории. Мы видим, например, что мужчины 20-50 лет сильно сместились в сторону более активного смотрения новостей. А вот молодежная аудитория канала ТЕТ по-прежнему смотрит легкие проекты — как нам кажется, для них это своеобразный способ отвлечься от происходящего. Сильно выросла и доля детского канала. Возможно, опять-таки, из-за того что это теплый, семейный контент, который позволяет отвлечься.

Туманное будущее. О цифровом вещании

 

— Платите ли вы сейчас за услуги Зеонбуда?

— Мы всегда были достаточно аккуратными плательщиками. Но сейчас идет расследование деятельности этой компании, поэтому мы пока взяли паузу.

— На какие результаты расследования рассчитывает рынок?

— Для нас важна прозрачность ценообразования и качество услуг. С Зеонбудом изначально мы ничего не могли контролировать или знать — нас каждый раз просто ставили перед фактом. И альтернатив ему не было. Но мы платим за услуги. И нам нужны гарантии качества.

— Государственный Концерн РРТ был бы лучше на месте Зеонбуда?

— На Западе существует несколько моделей того, кто должен предоставлять эти услуги. Если деньги вкладывает государство, то оно и предоставляет услуги. Возможна также схема государственно-частного партнерства. В нашем случае логика была нарушена изначально — запускать на рынке, который и так убыточен, 32 новых цифровых телеканала, это означает еще большую эрозию. Рынок такого количества игроков не выдержит — денег у рекламодателей не хватит. Максимум — 20-22.

— Что будет в 2015 году, когда, по соглашениям, Украина должна отключить аналоговое вещание?

— Это сейчас неизвестно. Властям сейчас явно не до вопроса цифрового телевидения. Скорее всего, этим вопросом заниматься будет уже следующий, более постоянный состав правительства.

Расскажите друзьям про новость