Tips&Tricks: как использовать мессенджеры в маркетинге
03 Авг 2016, 07:52

Tips&Tricks: как использовать мессенджеры в маркетинге

Зачем и как бизнесу использовать Viber, Facebook, WeChat, Twitter и WhatsApp для маркетинговых коммуникаций

По данным The Economist, пользователи мессенджеров проводят минимум полчаса ежедневно, общаясь, обмениваясь ссылками и видео. Этот мощнейший канал коммуникации перегоняет ежедневно огромные массивы трафика, а люди делятся сообщениями, впечатлениями и ссылками даже чаще просмотра ленты новостей в соцсетях. Как использовать мессенджеры для вовлечения пользователей во взаимодействие, почему этот инструмент так удобен и какие маркетинговые задачи он помогает решать рассказал Дмитрий Дементий (via texterra).

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Почему бизнесу стоит использовать для маркетинговых коммуникаций мессенджеры?

На этот вопрос есть два ответа: удобство и популярность.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Чем объясняется удобство инструмента? Люди используют мессенджеры на смартфонах и планшетах. Эти девайсы находятся рядом с человеком даже во время сна.  

Благодаря этому приложения для обмена сообщениями входят в число активно используемых программ. Вот несколько подтверждений:

  • The Economist утверждает, что средний пользователь WhatsApp общается в приложении 200 минут в неделю. Это примерно полчаса каждый день.
  • По данным исследования Flurry Analytics и Yahoo, в первый месяц после установки мессенджера его хотя бы один раз открывают 68% пользователей. Через год после установки хотя бы раз в месяц приложением пользуется 62% пользователей. Для всех приложений независимо от категории эти показатели составляют 36% и 11% соответственно.

Пора перейти на темную сторону: соотношение шерингов в мессенджерах и соцсетях

Пора перейти на темную сторону: соотношение шерингов в мессенджерах и соцсетях

А вот данные, иллюстрирующие популярность мессенджеров:

  • По информации The Economist, в I квартале 2016 года 2,5 млрд пользователей установили и использовали хотя бы один мессенджер.
  • Business Insider утверждает, что четыре наиболее популярных в мире мессенджера опережают четыре наиболее популярных соцсети по числу активных пользователей. Месячная аудитория четверки мессенджеров составляет около 3 млрд человек, а четверки соцсетей около 2,5 млрд человек.
  • По данным Wired, 600 млн пользователей WeChat ежемесячно совершают покупки с помощью ботов. Боты помогают пользователям этого мессенджера вызывать такси, бронировать авиабилеты, совершать финансовые транзакции и так далее.

Благодаря удобству мессенджеры стали популярными среди владельцев смартфонов и планшетов. Поэтому маркетологи могут использовать программы для мгновенного обмена сообщениями для взаимодействия с клиентами.

Как решать практические маркетинговые задачи с помощью мессенджеров

Из систем для двустороннего обмена текстовыми сообщениями мессенджеры превратились в полноценные каналы распространения информации, площадки для совершения бизнес-операций, новые соцмедиа и пространство для привлечения новых пользователей. 

Список задач, которые можно решить с помощью систем мгновенного обмена сообщениями, можно условно объединить в следующие группы:

  1. Техническая и информационная поддержка клиентов.
  2. Распространение контента.
  3. Вовлечение пользователей во взаимодействие.
  4. Выполнение операций, например, оформление и оплата заказов.
  5. Внутренние коммуникации.

Посмотрите, как можно решать эти задачи на практике

Используйте мессенджеры для круглосуточной поддержки клиентов

Это один из очевидных способов использования мессенджеров. В данном случае программы обмена сообщениями выступают в качестве канала связи, такого же, как телефон или электронная почта.
Кстати, не проще ли поддерживать и информировать потребителей с помощью телефона или электронной почты? Одно другому не мешает. 

Смотрите сами: Email можно использовать для решения несрочных вопросов. Телефон подходит для решения практических любых вопросов, включая экстренные. Вот только использовать его вашим клиентам не всегда удобно:

  • Звонить дорого, если покупатель живет в Казахстане, а продавец работает в Белоруссии.
  • Клиенту звонить неудобно даже на круглосуточный телефон поддержки, если за окном ночь, а в соседней комнате спит ребенок. Можно придумать еще несколько тысяч ситуаций, в которых клиенту неудобно звонить.
  • Потребителю неохота звонить, так как он мизантроп, социофоб, у него плохое настроение, болит горло или заложен нос.

Мессенджеры дополняют возможности телефона и электронной почты. С их помощью можно бесплатно позвонить из ЮАР на Аляску, обменяться сообщениями с оператором поддержки, сидя в зале кинотеатра, написать лечащему врачу, не вставая с кровати.
Вот несколько примеров использования мессенджеров для информационной поддержки клиентов

Нидерландская авиакомпания Transavia общается с пассажирами с помощью WhatsApp

Авиакомпания Transavia предлагает клиентам обращаться для получения информации в Facebook, Twitter и WhatsApp. Написать или позвонить можно с 8:00 до 22:00 ежедневно.

BBC предлагает читателям поделиться горячими новостями по WhatsApp

Еще один пример использования WhatsApp показывает BBC. В данном случае компания принимает информацию от аудитории

Распространяйте через мессенджеры коммерческий контент

Выше сказано, что мессенджеры относятся к Dark Social или темным соцмедиа. А любые соцмедиа можно использовать для распространения контента. Программы для мгновенного обмена сообщениями отличаются от традиционных «Вконтакте» и «Фейсбука» только механикой общения. Поэтому включайте их в список площадок для публикации контента. Посмотрите, как распространяют информацию с помощью мессенджеров известные и не очень известные компании.

Издание Mashable использует публичные чаты Viber

Публичные чаты появились в Viber в 2014 году. Вот смысл задумки: сотрудники компании обсуждают разные вопросы. Это могут рабочие дискуссии, анонсы и обсуждения публикаций на сайтах, даже личное общение. Подписчики читают обсуждения и при желании ставят отметки «мне нравится» отдельным сообщениям.

На публичный чат издания Mashable подписалось почти 700 тыс. пользователей. В дискуссии участвует только 49 человек. Обратите внимание на анонс публикации, посвященной Дню рождения Елизаветы II. Он практически не отличается от анонсов в соцсетях. Подписчики могут ставить «лайки» и пересылать анонсы другим пользователям Viber. Однако комментировать публикации в чате нельзя.

Взаимодействуйте с потенциальными и существующими клиентами с помощью мессенджеров  

Программы для мгновенного обмена сообщениями — улица с двусторонним движением. С их помощью вы можете не только информировать клиентов, но и получать обратную связь: от комментариев, отметок «мне нравится» и репостов до живого общения с аудиторией в режимах чата или звонков. Примеры ниже.

Бренд Absolut реализовал хрестоматийную кампанию с помощью WhatsApp

Рекламная кампания бренда уже вошла в историю в качестве первой масштабной промо-акции, проведенной с помощью WhatsApp. Дело было так: производитель выпустил новый продукт для рынка Аргентины и организовал в честь старта продаж вечеринку. Билеты на праздник не продавались. Чтобы стать участником шоу, человеку нужно было обратиться с помощью WhatsApp к некому Свену из компании Absolut и убедить его подарить билет.
Естественно, Свен — вымышленный персонаж. Аккаунтом управлял сотрудник рекламного агентства Woonky. Благодаря трюку бренд получил огромное количество сообщений и тонны пользовательского контента. Рекламная кампания стимулировала интерес публики к вечеринке и продукту бренда. В видеоотчете рекламного агентства есть несколько примеров сообщений пользователей.

Как может бизнес использовать чаты для вовлечения пользователей во взаимодействие? Вот примерный алгоритм: 

  • Выберите интересную аудитории тему, связанную с вашим бизнесом. При выборе учитывайте, что с помощью чата вам не нужно продавать продукт. Обсуждения можно использовать для привлечения внимания к проблеме, актуализации потребностей, популяризации идей и технологий. 
  • С помощью опции New Group создайте новую группу. 
  • Пригласите в группу участников. Расскажите о ней на сайте. 
  • Общайтесь на интересные пользователям темы.

Банальный пример: заказ пиццы с помощью Viber

Продавцы пиццы из Армении предлагают клиентам заказывать доставку через Viber и Skype. На этот банальный пример нужно обратить внимание, так как он иллюстрирует важный способ использования мессенджеров. Речь идет об удобном пользователю канале или инструменте общения.

Используйте чат-ботов для решения бизнес-задач

Популярность ботов связана с желанием людей общаться друг с другом посредством переписки в различных мессенджерах. С их развитием новую жизнь обрели технологии чат-ботов, которые автоматизируют процесс общения с клиентами, а внутри компаний — упрощают поиск нужной информации.

Какие же решения могут предоставлять чат-боты в бизнес-сегменте?

  • Автоматизация рутинных операций. В любой компании есть набор достаточно простых и однообразных задач, на которые не хочется тратить время сотрудников, но которые нужно выполнять порой с определенной регулярностью. Эти функции вполне по силам чат-ботам.
  • Поиск и агрегация данных. Чат-ботов можно использовать и для сбора материалов для последующей аналитики. Естественно, это делается через общение с людьми. Помимо этого, чат-боты могут выступать каналом распространения информации внутри компании или в рамках сервиса, сообщая всем участникам новости и предоставляя справочную информацию.
  • Первая линия работы с клиентами, помощники, консультанты. Чат-боты помогают удерживать посетителя, развлекая его или предлагая первичную информацию, пока не освободится и не подключится к беседе человек-консультант. Также они могут отвечать на типовые вопросы, помогать ориентироваться на сайте или в приложении, подсказывая, где можно найти те или иные инструменты, проводя своеобразную «экскурсию» по продукту.

Киевстар выпустил первого чат-бота Зоряну

Телеком-оператор запустил первого интеллектуального сервисного чат-ассистента Зоряну. Чат-бот умеет анализировать запросы по ключевым словам, помогает пользователям выбрать нужный тариф или услугу, а также поддержать разговор на отвлеченные темы. Руководитель электронных каналов Киевстар рассказал, чего им стоило научить чат-бота быть не только консультантом-профессионалом, но и кокеткой.

Скоро вопрос об использовании мессенджеров в маркетинге станет абсурдным

Почему? Сегодня никто не спрашивает, как использовать в маркетинговых целях телефоны или офлайн-почту. То же самое происходит с мессенджерами: они становятся традиционными каналами связи, которые используются для общения с коллегами, партнерами и клиентами.  

Ориентируйтесь на эти факторы, чтобы успешно использовать программы мгновенного обмена сообщениями в бизнесе. Они помогут вам рассматривать мессенджеры не только в качестве средства связи. 

В конце концов, принципиально новые каналы трансляции информации и обслуживания пользователей появляются не каждый день.

Расскажите друзьям про новость