02 Июл 2008, 11:03

Тимур Бекмамбетов,основатель компании «Базелевс продакшн», режисер

Тимур Бекмамбетов,основатель компании «Базелевс продакшн», режисер

Тимур Бекмамбетов, режиссер, о дальнейшем развитии своей кинокарьеры, экспансии российских режиссеров в Голливуд и космических фильмах-операх.

 

«Особо опасен» уже был представлен публике и в России, и в США. Вы довольны реакцией американских зрителей на ваш фильм? Вы собирались показать его Джеймсу Кэмерону и Роджеру Кормэну. Удалось ли вам это?
Джеймсу Кэмерону и Роджеру Кормэну я фильм не успел показать, потому что улетел в Москву. Мне было важнее презентовать картину русским зрителям. В общем и целом я доволен реакцией публики. В Америке «Особо опасен» показали на открытии международного кинофестиваля в Лос-Анджелесе, и у зрителей был шок. Как мне рассказывали, местная пресса писала, что в американском кино в хорошем смысле произошла революция и после этой картины оно поменяется.

Зміцніть бренд роботодавця, використавши ефективні стратегії управління талантами понад 30 HR-лідерів на HR Wisdom Summit.

17 липня понад 30 спікерів з Райффайзен Банку, DTEK, ArcelorMittal та інших великих компаній поділяться дієвими практиками розвитку команди, адаптації ветеранів у робоче середовище та використання інновацій.

Забронювати участь

 

Уже появились слухи, что началась работа над второй частью «Особо опасен». Вы можете подтвердить это?
Работа началась в головах людей, официально ничего пока нет. Есть желание студии поскорее начать снимать продолжение, но я ухожу от этих разговоров. Я считаю, что неправильно делать какие-то шаги в этом направлении, пока не будет реакции большего числа зрителей. В Америке «Особо опасен» выходит количеством 5 тыс. копий — это уровень «Звездных войн». Сотни миллионов человек будут смотреть его по всему миру. И пока я не почувствую какую-то ответную волну, я не могу предпринимать дальнейших действий.

 

Вы можете сделать прогнозы по кассовым сборам картины в США и России — на двух основных кинорынках, на которые был рассчитан фильм?
Я думаю, что «Особо опасен» может стать тем редким случаем, когда в России бокс-офис картины будет вторым по величине после США. Конечно, в России сборы будут меньше, потому что меньше рынок. Пока абсолютный рекорд у нас измеряется величиной 55 млн долл., которые собрала «Ирония судьбы. Продолжение». «Особо опасен» — в совершенно другой категории: он не семейный, нацелен на другую аудиторию. Как говорят эксперты, существует «стеклянный потолок» жанра. За оценками этих пределов лучше обратиться к ним. Лично я думаю, что он соберет больше тех картин, которые уже вышли у нас в этом сезоне. А в Америке он наверняка станет событием этого лета. Могу предположить, что в США картина соберет 200 млн долл.

 

В одном из своих интервью вы говорили, что в американском кино сейчас наблюдается застой, подобный тому, что разрушил советское кино в 70-е годы. В чем же он выражается?
Свежим силам тяжело проникать в американское кино. Там сейчас все дорожает: и производство, и инфраструктура, и дистрибуция фильма, процветает плановое хозяйство, словом, налицо все признаки социализма. При этом Голливуд — огромная машина, надутая амбициями и деньгами, и она не может двигаться, как прежде. С появлением Интернета поменялся расклад сил. Большие студии были эффективны на протяжении многих десятилетий, потому что были связаны с медиакорпорациями и телевизионными каналами, которые были в состоянии влиять на прокат фильма. Но сейчас на медиа-рынке появились интернет-игроки, чье влияние на аудиторию сравнимо с влиянием телевидения и прессы и растет гораздо большими темпами. У медиакорпораций уже не получается покупать Интернет, скорее идет некий обратный процесс. Интернет способствует свободному потоку и обмену информацией. При этом распространение информации происходит не навязчиво, как с помощью телевидения или прессы. Каждый способен создать продукт, обладающий ценностью, и распространить его без насилия над аудиторией. Этим пользуются независимые кинематографисты, распространяющие фильмы таким образом. Но большие студии не в состоянии воспользоваться этими методами из-за своей вертикали власти, им нужно долго обсуждать, могут ли они сделать что-то в этом роде, пойти на такой риск.

 

Приглашение на проекты зарубежных режиссеров — некая попытка выйти из этого застоя? И как вы видите свое будущее в Голливуде?
В этом плане ничего нового не произошло. Голливуд был создан эмигрантами в начале ХХ века, всю жизнь жил за счет людей, которые приезжали и работали. Что касается меня, то я не вижу себя американским режиссером. Для меня съемки «Особо опасен» были важным этапом, нужно было посмотреть, что из этого получится, сыграть в эту игру. Но все-таки должна быть и своя игра. Россия тоже в состоянии аккумулировать творческие силы и влиять на вкусы. Мы можем производить фильмы, которые будут смотреть люди во всем мире и на всех языках. Это и будет происходить сейчас, в ближайшие пять лет.

 

То есть приглашение вас на «Особо опасен» можно расценивать не как экспансию Голливуда на российский рынок и попытку за счет вашего имени увеличить здесь кассовые сборы, а как экспансию российских режиссеров в Голливуд?
Я надеюсь, что так и будет происходить. Кроме съемок я активно занимаюсь продюсированием, то есть запускаю фильмы, которые будут произведены и в США, и в России, и буду дальше покорять мир. Я заключил контракт на три года с компанией Universal. По его условиям мы являемся партнерами. Я инициирую проекты, а у студии есть первое право финансировать их. Эти проекты могут быть как российскими, так и американскими. Один из этих проектов — трехмерный мультфильм «9» Шейна Акера. Эту картину я сопродюсировал вместе с Тимом Бертоном, ее производство завершится в сентябре, а выйдет она в следующем году. Дальше выходит «Красная звезда», большая космическая картина-опера. Мир, в котором происходит действие, похож на мир «Звездных войн», но на основе советской символики и культуры середины ХХ века. В нем действуют супергерои, одетые в шинели и похожие на наших героев Великой Отечественной войны. Они сражаются с врагами государства Алистан. Естественно, в этом фильме не обойдется без суперспособностей, магии, летающих в небе огромных авианосцев и так далее. Выйдет она приблизительно в 2010 году. Также Universal собирается выпускать «Алые паруса» по повести Александра Грина, где будет рассказана и эта старая добрая история, и ее продолжение. Это будет российский проект, который будут показывать и в США. Моя идея заключается в том, чтобы снимать фильмы на русском языке и показывать их по всему миру, равно как американцы делают фильмы на английском для любой публики. Но основным для меня на данный момент является рынок России, достаточной большой, чтобы производить для него фильмы. Все эти проекты будут софинансироваться. С одной стороны, их будет финансировать американская Universal. С другой — у меня, как у продюсера, будут возможности привлекать средства со стороны. Когда я заключал контракт, то заключал его именно с этим условием. Мой план состоит в использовании русских фондов для того, чтобы фильм становился все более и более русским. Это позволит мне реализовать идею русского кинобизнеса, выходящего на международный рынок.

 

Получается, ваша работа в Голливуде — некий начальный шаг для того, чтобы туда потянулось все больше и больше отечественных режиссеров?
Да, именно это сейчас и происходит. Мы собираемся снимать в России для студии Fox фильм «Фантом», режиссером которого выбран Дмитрий Киселев. Он будет запущен в производство осенью. Я планирую приглашать на свои проекты русских режиссеров. Есть много отечественных режиссеров, которые могли бы быть интересны Голливуду. Например, Федор Бондарчук, который сейчас заканчивает свой «Обитаемый остров». Думаю, у него сложится судьба не только в России. У нас есть много интересных режиссеров, которые, как только избавятся от арт-хаусного влияния, смогут работать для зрителя, а не для критиков.

 

У вас есть какие-нибудь новые предложения о сотрудничестве на российском рынке отдельно от Universal?
В этом плане у меня ничего не меняется. Есть мой партнер Константин Эрнст, с которым я собираюсь продолжать делать фильмы. Финансовых партнеров пока нет, но они должны сейчас появиться. Это важно, поскольку кино как бизнес в России пока слабое. Нет самого главного элемента — фондов, которые инвестируют в кино. Инвестиции происходят по очень наивному и смешному принципу: какой-то человек, у которого есть деньги, дает их на какие-то фильмы, не понимая, что это за фильмы. Но это уже закончилось, потому что многие потеряли на этом свои средства. И сейчас наступило время, когда должны создаваться фонды, когда инвестирование в кино станет серьезным, нормальным бизнесом.

 

Тимур Бекмамбетов

Pодился в 1961 году в Гурьеве (ныне Атырау, Казахстан). В 1978 году поступил в Московский энергетический институт, где проучился до 1980 года. В 1987-м закончил факультет живописи Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского по специальности «Художник театра и кино». Долгое время занимался рекламой, в частности, снимал рекламные ролики для банка «Империал». Первой большой работой в кино стала лента «Гладиатрикс» (2001 год). Прорывом Бекмамбетова в кино стали фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор», где в главной роли был занят Константин Хабенский. Фильм «Ирония судьбы. Продолжение» с Константином Хабенским, Елизаветой Боярской и Сергеем Безруковым, по данным отраслевого журнала «Кинобизнес сегодня», собрал в кинопрокате СНГ 49,9 млн долл. без учета сборов на Украине. На данный момент эта картина является самой кассовой за всю историю российского кинопроката. Тимур Бекмамбетов является основателем компании «Базелевс продакшн», занимающейся производством художественного и документального кино, рекламных и музыкальных роликов.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео