11 Июл 2017, 07:57

Укрощение строптивых: как наладить сотрудничество с зарубежными СМИ

Эксперт в области коммуникаций и управления репутацией Вероника Прошута предоставила пошаговое руководство по работе с зарубежными медиа

Интерес украинских компаний к западным рынкам постоянно растет. Стартапы активно штурмуют рынки США и Европы. Наличие уникального продукта — условие важное, но недостаточное для успеха. Покупатель не купит продукт, если не знает о нем. Нужна комплексная стратегия продвижения, и важную роль здесь играет сотрудничество с медиа. Одни компании обеспечивают работу с западными СМИ штатными, порой не профильными сотрудниками, другие ищут специалиста в помощь. При этом и те, и другие нередко совершают ошибки. Базовые принципы журналистики — одинаковы. Понять особенности поможет исследование Media Blueprint 2016 компании Business Wire, которая опросила 600 представителей СМИ из более 40 стран.

Вероника Прошута
эксперт в области стратегических коммуникаций и управления репутацией

Инвестируйте в построение отношений 

Часто работа с журналистами рассматривается как единичные действия: составить список СМИ, написать релиз, отправить. Начинать работу с медиа за две недели до выхода на новый рынок или старта проекта на краудфандинговой платформе — поздно. Построение отношений требует времени. Обращайтесь к журналистам, которые интересуются тем, что вы делаете. Этого ожидают 79% представителей СМИ. 

Найдите журналиста в соцсетях. Twitter и LinkedIn — отличная отправная точка. 59% журналистов используют Twitter для рабочих вопросов. С его помощью удобно отслеживать, какие темы актуальны, где журналист сейчас находится и чем именно он занят. Facebook часто резервируется для более личных отношений. Но упускать его из виду не следует. Присоединение к соответствующим группам Facebook также хороший способ взаимодействия с медиа и поиска новых контактов. Проявите интерес к журналистам: читайте их публикации, ставьте лайки, пишите комментарии. Люди ценят неформальное общение. Очень важно научиться заводить полезные знакомства на дружеском уровне.

Выбирайте СМИ с вашей целевой аудиторией 

На вопрос, кто целевая аудитория вашего продукта, как правило, есть четкое описание. Но когда дело касается СМИ, ответ часто звучит так: все СМИ, которые пишут о технологиях или стартапах. Публикация в крупном, известном издании считается успехом, но какую часть из обширной аудитории читателей TechCrunch заинтересует ваш продукт? При этом нишевые издания порой недооцениваются. А ведь для компаний, ориентированных на конкретный сегмент, это возможность получить более качественный охват. Кроме того, крупные медиааутлеты выдают по 5-7 публикаций в день в рамках одной рубрики. Вы рискуете потеряться в бурном информационном потоке. Масштаб вашей компании тоже имеет значение. Новость о создании 100 рабочих мест в округе N подходит для региональной газеты, а не национального издания. Вопрос таргетирования СМИ также важен, как и правильное определение аудитории продукта. Проанализируйте аудиторию, формат, рубрики, редакционную политику.

Составьте грамотный pitch 

Вы сформировали медиалист, установили первичные контакты с журналистами. Пришло время писать pitch. Каждый день журналисты получают от 25 до 100 писем. Итак, у вас есть одна попытка. Пройти первый фильтр журналиста поможет точно сформулированный Subject line или тема письма. Помните, время — самый ценный ресурс. 58% журналистов пишут более 6 статей в неделю. Это говорит о том, что журналисты заняты! В письме кратко расскажите, чем ваш продукт интересен читателю, учитывая специфику издания. Бизнес-СМИ нужны цифры: объем производства, инвестиции, ценовой сегмент, емкость рынка/ниши и т.д. Обращаясь в потребительское издание, делайте акцент на полезных свойствах продукта, какую проблему он решает. Можно предложить журналисту протестировать продукт и поделиться впечатлениями с читателями. Уровень доверия к такому материалу будет выше. Не делайте веерной рассылки. Адресное обращение к конкретному журналисту творит чудеса. Не требуйте немедленного ответа о выходе публикации.

Выберите время и канал коммуникации 

Отправляйте запрос на рабочую почту, предназначенную для получения подобных писем. Журналист не хочет получать уведомления на личный адрес. Сообщения в мессенджерах также могут быть расценены как вторжение в личное пространство. 

В последнее время часто звучит утверждение, что пресс-релиз мертв. Но это не так. Согласно опросу, 91% журналистов предпочитают получать новости компаний в формате пресс-релиза по электронной почте (высылайте ссылку на пресс-релиз, а не вложенный файл). Правда в том, что одного пресс-релиза не достаточно. СМИ хотят развивать читательский опыт взаимодействия с аудиторией. Минимизируйте работу журналистам, они это оценят. Вышлите ссылку на медиакит с визуальным контентом: логотипом, инфографикой, гифками, фотографиями, видео, аудио. Это позволит журналистам быстро адаптировать контент под разные платформы. 63% журналистов назвали начало недели как лучшее время для media pitch. 

Вторник — самый подходящий день для рассылки релиза. 61% опрошенных СМИ хотят получать уведомления утром. При этом для медиановичков (менее 5 лет в профессии) и поколения Z наиболее комфортное время — после обеда.

Дайте журналисту качественный инфоповод 

Задача журналиста предоставить читателю ценную информацию, удержать и расширить аудиторию. Дайте журналисту, что ему нужно, и он опубликует ваш материал. На что обращают внимание журналисты, читая ваш пресс-релиз: 

65% — поддерживающие факты;  


62% — интересный сюжет/историю; 


53% — актуальную для отрасли тему/тенденцию; 


30% — захватывающий заголовок; 


23% — яркие и содержательные цитаты; 


17% — использование мультимедиа. 


При этом 60% журналистов поколения Z обращают особое внимание на заголовок. Треть журналистов назвали фотографии наиболее важным дополнением к пресс-релизу. И конечно, нужно использовать всю палитру форматов, чтобы рассказать о себе западной аудитории: интервью, комментарии, колонки, тенденции, советы, мультимедийные лонгриды и другие.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео