Для полноты исследования я начал с домашнего задания и проанализировал, кто делил людей на поколения и по какому принципу.
Положили начало всему американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус, которые в 1991 году представили миру так называемую теорию поколений в своей книге «Поколения» (Generations). Согласно ей, у представителей каждого поколения существуют определенные признаки, обусловленные средой, в которой они воспитывались и взрослели.
Психологи утверждают, что формирование ценностей у человека происходит до 10–12 лет. Логично, что в этот период наибольшее влияние на будущую личность оказывает школа с программой обучения и списком литературы, друзья, общество, уровень его технологичности и, конечно, родители, которые закладывают нормы поведения и мировосприятия через свой пример.
Вот поколения, с которыми я был знаком в течение жизни:
- Величественное поколение (1900 –1923)
- Молчаливое поколение (1923 –1943)
- Поколение бэби-бумеров (1943 – 1963)
- Поколение Х ( «Икс») (1963 – 1983)
- Поколение Y ( «Игрек») (1983 – 2003)
- Поколение Z «Зет» (c 2003)
Но все внимание в данной статье я посвятил последним 4 поколениям. Итак, начнем.
Поколение бэби-бумеров: молодые сердцем и душой
Поколение получило название благодаря вспышке рождаемости после Второй мировой войны. Сегодня это поколение представлено в Интернете меньше других: 37,7% из них пользуются Всемирной сетью по данным исследований TNS MMI 2/2017, Gemius 01-07 / 2017, Mediaanalyzer (Factum Group) 07/2017. Многие маркетологи игнорируют эту категорию, считая ее слишком возрастной, чтобы уделять внимание. При этом, можно увидеть множество исследований о самом молодом поколении Z, в то время как его представители еще даже не имеют собственного финансового ресурса.
Когда родились: согласно Штраусу и Хоувву «бумеры» родились в период с 1943 до 1963 года, сегодня им от 55 до 75 лет.
Связи с другими поколениями: «Бэби-бумеры» 一 это родители поздних «иксов», а также бабушки и дедушки миллениалов. Следовательно, именно «бумеры» сформировали фундамент развития для поколения X.
Ценности: У «бумеров» период взросления — это смакование победы СССР в Великой Отечественной войне, полеты в космос и советская «оттепель». «Бэби-бумеры» верят в государство и власть. Их будущее всегда было понятно, поэтому им важно поддерживать это состояние определенности.
Как покупают: Большинство «бэби-бумеров» посещают рынки или небольшие торговые магазины.
При этом они нередко покупают онлайн: 11,9% всех пользователей Интернета этого возраста используют онлайн-шопинг. Но для «бэби-бумеров» важно общение с реальными людьми — этого на пенсии им действительно не хватает. Потребность в общении «бумеры» компенсируют посещением магазинов/рынков. А мы удивляемся, куда это спешат бабушки и дедушки по утрам.
Для «бэби-бумеров» не имеет значения упаковка — им важно, как этот товар поможет именно им. Но если они уже облюбовали какой-то бренд или товар, то готовы за ним идти на другой конец города и выстаивать очереди. Обо всех интересных находках они с удовольствием рассказывают родственникам и друзьям.
Важно также отметить, что категорию покупателей-«бумеров» представляют преимущественно женщины. Это в первую очередь связано с демографическими реалиями: женщины живут дольше мужчин. К тому же, когда женщина остается одна, она продолжает покупать товары для себя или своих детей. Когда один остается мужчина, он выходит в магазин только за самым необходимым.
Любимые бренды: Характерная черта аудитории этого поколения — преданность товарам. В разрезе «бумеров» не совсем корректно использовать понятие бренда, ведь товары известных марок им попросту не были доступны. Да, они скорее купят товар, о котором слышали много лет, чем начнут экспериментировать. И если они уже стали вашими клиентами, то, скорее всего, останутся ими на всю жизнь.
Характеристика: Они невероятно ценят молодость. Для «бумеров» это не только самый счастливый период жизни, но и время движущей силы, когда можно строить будущее — свое и общества. Именно так они хотят себя чувствовать — молодыми сердцем и душой.
Невероятно важны для представителей этого поколения семейные ценности. Большая полноценная семья — признак успеха. Построить счастье в одиночестве, по их мнению, сложно. «Бэби-бумеры» стремятся помогать младшим членам семьи — как материально, так и в хозяйстве. Это также связано с желанием испытывать собственную значимость.
Поколение Х: Автономные и вечно занятые
Их также называют «неизвестным поколением». «Иксы» отличаются готовностью к изменениям, большим индивидуализмом.
Когда родились: Согласно вышеупомянутой теории, к этой категории относятся люди, рожденные с 1961 до 1981 года, то есть сейчас им от 35 до 55 лет.
Связи с другими поколениями: Несмотря на то, что «иксы» приходятся детьми «бэби-бумеров», между этими поколениями существует недоразумение. «Бумеры» обвиняют «иксов» в отсутствии амбиций. В то время как представители старшего поколения привыкли много работать, все планировать и открыто об этом рассказывать, у их детей меньше оптимизма по поводу счастливого будущего. Они больше озабочены настоящим и вообще не склонны делиться своими планами.
Ценности: На формирование ценностей «иксов» повлияли война в Афганистане, появление наркотиков и всемирное беспокойство по поводу новой болезни — СПИД.
Как покупают: «Иксы» предпочитают «живые» магазины, но активно осваивают онлайн-шопинг. Они выбирают места, где можно купить все и сразу, экономя драгоценное время.
Покупателям поколения Х важно чувствовать свою уникальность. Воспитанные в условиях, когда все одевались одинаково, во взрослой жизни они стремятся выделиться. Поэтому возможность приобрести товар, который делает их особенными, будет всегда восприниматься как преимущество.
Но настоящая необходимость для «иксов» — возможность выбора. Рожденные во времена появления супер- и гипермаркетов, они стали разборчивыми потребителями и ходят в магазины только за товарами первой необходимости, при этом сравнивая предложения продавцов. Им важно понимать, ЧТО они покупают (внимательно читают состав на упаковке) и насколько этот товар подходит именно им.
Как достучаться до «иксов»: Самые богатые люди в мире, основатели Google, Tesla, Amazon, Space X — выходцы именно из этого поколения. И это не просто совпадение.
«Иксы» родились до появления Интернета, а это влияет на их поведение и предпочтения в Сети. Они не говорят на сленге миллениалов и «зетов» и не всегда понимают механику сайта. Им нужны четкие инструкции, прямые гиперссылки и простой интерфейс.
Согласно исследованию Сitypost mail, «неизвестное поколение» проводит больше времени в социальных сетях, чем миллениалы — в среднем 6 часов 58 минут в неделю занимает у них просмотр Facebook. Преимущественно они посещают соцсети в период с 20.00 до 00.00 и чаще используют ПК, чем смартфоны.
До недавнего времени эта возрастная категория была больше представлена в «Одноклассниках», сегодня же они массово приходят на Facebook. 58% активно посещают YouTube — в основном, чтобы найти полезную информацию. Лишь 8% активно используют Instagram.
Чтобы привлечь внимание классического «икса», стоит апеллировать к их ностальгии и потребности в комфорте. Лучше избегать опросов и викторин, однако полезно предлагать аудитории интересный и информативный видеоконтент. Совместное исследование Google, Ipsos Connect и Flamingo выделили 3 типа контента, ради которого Х заходят на Youtube: тот, что вызывает ностальгию, то, что информирует, а также контент how to do.
Поколение Y: Действовать здесь и немедленно!
Их еще называют миллениалы. Это поколение строит настоящее, и именно они находятся под прицелом всех маркетологов мира. Каждый миллениал считает себя особенным, но есть одно «но»: так же думают все остальные представители этого поколения.
Поэтому миллениалы часто страдают — ожидания не совпадают с реальностью. Миллениалам приходится жить в конкурентной среде: они наблюдают истории успеха вроде «Он в 22 года заработал миллион, а чего достиг ты?». Бурное сочетание завышенной самооценки, нереальных ожиданий и уязвимости требуют особого отношения.
Связи с другими поколениями: Миллениалы — дети «иксов» и внуки «бэби-бумеров». Их родители пытались дать им свободу выбора, старательно за ними следили, а также внушили веру в то, что они особенные.
Как покупают: Покупательная способность «игреков» огромна. Они уже не так часто ходят в магазины и все больше любят онлайн-шопинг. Однако гипермаркеты и супермаркеты — все еще любимые места оффлайн-шопинга и развлечений.
Согласно исследованиям аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 53% всех онлайн-покупок осуществляется именно миллениалами. Чаще всего они это делают с помощью смартфонов — 73% представителей поколения заходят в интернет-магазин с помощью мобильного (данные Internet Marketing Inc. за 2017).
Прежде чем приобрести товар в Интернете, представители поколения читают отзывы, смотрят фотографии, посещают страницы компаний в соцсетях, сравнивают цены и ищут скидки.
Покупки миллениалы осуществляют на ходу, одновременно слушая музыку, общаясь с друзьями и передвигаясь в транспорте. Поэтому им важно, чтобы интерфейс сайта был удобным и простым.
Любимые бренды: При выборе брендов «игреков» более всего волнует опыт тех, кто уже воспользовался продукцией компании. Исключение они делают для люксовых брендов — их престиж и статусность не дают поводов для сомнений. Подвести может только несовершенный сервис.
Среди любимых брендов миллениалов Nike, Adidas, Apple, Samsung, Viktoria’s Secret, Dior, Tesla и другие.
Ценности: «Игреки» — поколение, которое идет за мечтой, вместо престижной и высокооплачиваемой профессии выбирает занятие, приносящее удовольствие. Стабильность и карьера мало беспокоит миллениалов — они предпочитают горизонтальное передвижение по карьерной лестнице. Однако им крайне важно получать мгновенное вознаграждение.
Миллениалы не рассуждают категориями будущего, они просто не берутся предсказывать, что произойдет с ними за каких-то 10 лет. Это можно объяснить: у их предшественников ничего не менялось десятилетиями, в то время как во времена взросления миллениалов значимые события происходили чуть ли не каждый год.
Что касается семейных ценностей, «игреки», вопреки стереотипам, поднимают их на новый уровень. Впрочем, у миллениалов свое особое отношение к бракам — с ним не обязательно спешить. К тому же, представители этого поколения открыто признают и часто поддерживают однополые отношения.
Еще одна характерная черта — это желание быть модным. Они выбирают дело своей жизни, потому что это модно. Они занимаются модным спортом, а не полезным. Они становятся вегетарианцами, потому что это тренд, который начали их предшественники иксы.
Как достучаться до миллениалов: Миллениалы стали свидетелями распада СССР, воспитывались в условиях дефицита, пережили немало сложных экономических изменений. Они хотят успеть все и сразу, каждый свободный час используют, чтобы научиться чему-то полезному. Поэтому им важно понимать сколько времени они потратят на ту или иную активность: сколько продлится мероприятие, куда вы их приглашаете, за сколько они прочитают статью. Им неинтересно глубоко копаться в любой проблеме — они хотят быть в курсе всего, но поверхностных знаний вполне достаточно.
Многие исследователи сходятся во мнении, что «игрек» — первое поколение, которое перестало верить так называемой «прямой рекламе»: традиционные маркетинговые методы их раздражают. Многолетняя история бренда или селебритиз, рекламирующие товар, не смогут уговорить их купить товар или услугу. Рекомендации друзей, знакомых или онлайн пользователей — вот что влияет на выбор. Реклама должна быть для таких, как они.
«Игреки» получают информацию преимущественно из соцсетей, а не по телевидению (о газетах в их случае даже речь не идет). Миллениалы не воспринимают традиционные СМИ, но по крайней мере старшей части этой категории интересные политические новости. Информацию они в основном поглощают из смартфонов, поэтому все ведущие компании создают адаптивные версии.
У этого поколения достаточно высокие требования к сервису — они хотят безупречного обслуживания 24/7. При этом негатив от использования того или иного продукта они склонны публично обсуждать на своей странице в Facebook или других соцсетях.
Миллениалам важно чувствовать уверенность в собственных силах, поэтому нужно разговаривать с ними в поддерживающем тоне, уверяя, что они все смогут. Лучше всего они воспринимают такие форматы как инфографики, информационно концентрированные презентации, комиксы.
Поколение Z: технологические и привередливые
Рожденные с телефоном в руках, эти дети могут дать фору всем своим предшественникам в скорости восприятия информации. Но удержать внимание классического «зета» — большой челлендж для маркетологов, ведь их внимания заслуживает только нечто уникальное и впечатляющее.
Когда родились: Google записывает в «зеты» всех, кто родился после 1993 года. Джереми Финч и Тесса Уеггерт, считают, что поколение Z — это люди, рожденные между 1998 и 2008 годами. Уильям Штраус и Нил Хоув начинают отсчет поколения Z с 2000-х годов рождения. По версии Сары Джиб, Z — это все, кто родились во второй половине 90-х.
Связи с другими поколениями: Традиционно Z — дети, рожденные поколением X. Все, что для X было технологиями будущего для «зетов» уже реальность. Миллениалы часто приходятся «зетам» старшими братьями или сестрами, но разница в восприятии информации между ними достаточно велика.
Как покупают: Согласно совместному исследованию Google и Ipsos, «зеты» — это мобильные покупатели. 2 из 3 подростков делают покупки в Интернете, большинство из них при этом использует смартфон. Онлайн они покупают видеоигры, обычные продукты, одежду и аксессуары. Интересно, что представители поколения обожают обувь и именно ее считают признаком «крутизны». Украинские подростки активно поддерживают отечественного производителя.
Sharing economy — еще одна отличительная черта «зетов»: например, гораздо экономнее пользоваться одними и теми же вещами с другими членами семьи. Впрочем представители поколения не прочь доплатить за комфорт и подлинность. И, конечно, крутизну.
Любимые бренды: Бренд для типичная «Зета» — это не товар и его качества. Это возможности, которые он предоставляет: быть стильным, ярким, современным, крутым. «Зеты» меньше склонны отдавать предпочтение классическим брендам. Прославленное имя — ничто, ведь есть молодые компании, которые предлагают товары и услуги современного уровня.
В 2016 году Google провел исследование, в котором обнаружил любимые бренды Z:
- YouTube
- Netflix
- Xbox
- Oreo
- GoPro
- PlayStation
- Doritos
- Nike
- Chrome
Ценности: Деньги для «зетов» — это возможности, ключ к свободе действий и воплощения идей. Но ни один богатый человек для них не будет авторитетом. Самый богатый, самый авторитетный и самый крутой тот, кто имеет миллионы фолловеров в Instagram. Это круто, а быть крутым — то, чего хочет типичный представитель поколения.
На самом деле «зетов» беспокоят более глобальные проблемы. Проактивная позиция — вот что их отличает. Интересно, что один из главных мотивов для этого — желание быть «в теме» и не столкнуться с осуждением друзей.
Молодое поколение беспокоят проблемы окружающей среды. Например, исследования Google показало, что 80% знают об экологических проблемах в мире, а 76% из них обеспокоены ними. При этом, «зетам» совсем не интересны новости политики, а выпуски новостей они считают сплошным негативом. Чтобы быть в курсе событий, они следят за блоггерами, а о важных событиях часто узнают через популярные мемы (например, Михаил Саакашвили, который бегает по крышам или внезапный успех российской футбольной сборной на Чемпионате мира).
Впрочем, их предпочтения и ценности меняются достаточно быстро.
Как достучаться до Z: Казалось бы, классический «зет» и вся его жизнь в гаджете — это находка для интернет-маркетологов. Тем не менее, таргетироваться на эту аудиторию сложно. Во-первых, они не любят, когда за ними следят. Некоторые выключает геолокацию, некоторые вообще удаляются из соцсетей. Вся ваша рекламная кампания может сойти на нет уже с первой попытки достучаться до классического зета: они негативно относятся к навязчивой рекламе. Они покупают товар в трех случаях: если это нравится друзьям, если часто видят рекламу этого товара, если это сделано специально для них и с учетом их потребностей.
Для «зетов» визуальный контент побеждает текст, а заходят в Интернет они преимущественно для развлечения. Им нравится узнавать новое и учиться, однако им удобнее делать это с помощью видео, инфографики или коротких справок. Это поколение не требует долгосрочного контакта — не надо им постоянно напоминать о себе. В Интернете у них множество дел, поэтому «зеты» привыкли получать информацию быстро, тщательно ее фильтруя.
Что касается любимых соцсетей, Google обнаружил, что «зеты» чаще всего используют Snapchat и Instagram. Они ежедневно посещают Faceboоk, но только чтобы узнать новости — собственные сообщения «зеты» здесь почти не делают.
Ни одно из поколений не представляет угрозы, так как было создано предыдущим поколением и является результатом их деятельности. Каждый маркетолог знает, что самая трудная задача — изменить поведение своей аудитории в принятии решений, покупках, потреблении. Подобное удается единицам, однако такие визионеры не задумывались, что коренным образом изменят следующее поколение своим новым телефоном, рестораном быстрого питания, обувью или видеороликом. Но смогли бы они создать свой продукт, если бы в свою очередь не имели влияния предыдущих поколений, общественных событий и других фактов, которые происходили во время их роста? Уверен, нет.
Каждое поколение — это целая эпоха от «доешь все до последнего кусочка» до «почему опять интернет не работает» или «зачем мне звонить, если можно написать СМС». Между этими словами 40 лет и 2 поколения. Каждое следующее поколение будет проходить свои стадии развития и становления. И сегодня мы можем анализировать уже известные поколения и предугадывать, какими вырастут последующие. Готов спорить, это интересно.
Бэби-бумеры |
Поколение Х |
Поколение Y |
Поколение Z |
|
Возраст сейчас |
55–75 |
35–55 |
15–35 |
до 15 |
События, сформировавшие ценности |
Победа СССР в Великой отечественной война, полеты в космос и советская «оттепель» |
Война в Афганистане, появление наркотиков и СПИДа |
Распад СССР, экономические кризисы 1998, 2007 – 2008 годов |
Проблемы экологии, второй Майдан |
Как достучаться до поколения |
Бренд и упаковка не имеют значения. Важно создавать ощущение их значимости. |
То, что вызывает ностальгию, то, что информирует и контент how to do |
Инфографики, информационно концентрированные презентации, комиксы |
Внимание заслуживает только уникальное и впечатляющее |
Любимые бренды |
Ориентированы на товары, а не на бренды |
Sony M’cDonald’s, Procter&Gamble, GAP, luxury бренды Bottega Veneta, Tom Ford, Prada |
Nike AdidasApple Sumsung Viktoria’s Secret, Dior, Tesla и другие |
YouTube, Netflix, Google, Xbox, Oreo, GoPro, PlayStation, Doritos, Nike, Chrome |
Cоцсети |
Odnoklassniki |
Facebook, YouTube |
Facebook, YouTube Instagram |
Snapchat, Kwai, Instagram |