Тендерная любовь: объем биллингов и размер не важен
30 Мар 2016, 08:46

Тендерная любовь: объем биллингов и размер не важен

Каким должно быть digital-агентство, чтобы стать тендерным любимчиком — в исследовании DIEVO

Автор материала

Когда мы готовились к запуску DIEVO, мы провели исследование, что же нужно агентству (в нашем случае — digital), чтобы не только попасть на тендер, выиграть его, но и остаться с клиентом навсегда. Мы опросили специалистов, отвечающих за digital-коммуникации в 25 крупных национальных и международных компаниях телекоммуникационной, финансовой, ритейл, FMCG и алкогольной индустрии, производителей/импортеров автомобилей и цифровой электроники.

Данил Маслов
CEO, BBDO Central Asia

Мы хотели понять, на что обращают внимание клиенты, когда формируют пул агентств, приглашаемых в тендер, чем руководствуются при выборе победителя тендера и на что сетуют в работе с текущими агентствами. В первую очередь мы попросили оценить по шкале от 1 до 10 важность критериев, по которым компания выбирает агентства для участия в тендере. 

Как показал результат, в первую очередь клиентов привлекают опыт и известность агентства на рынке. Если агентство еще не успело обзавестись этими характеристиками – его спасут личные знакомства и рекомендации, иными словами – те же известность и опыт, но только на уровне сотрудников, а не всего агентства в целом. Награды и рейтинги, как оказалось, не столь важны, как и объем биллингов, размер агентства и причастность к международной сети – последние параметры даже не попали в ТОП-5 критериев.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Объем биллингов, размер и причастность к международной сети – эти параметры даже не попали в ТОП-5 критериев.

Данил Маслов
CEO, BBDO Central Asia

Мы абсолютно согласны с этими ответами, более того: опыт первых месяцев работы нашего агентства только подтверждает их. Мы еще не успели обзавестись громкими кейсами и обширным портфолио проектов — но к нам обращаются, поскольку имеют положительный опыт работы с нами как с отдельными специалистами.  

Второй вопрос исследования – «Какие критерии больше всего влияют на выбор агентства по результатам тендера?». Представители компаний говорят, что для победы в тендере агентство должно, в первую очередь, предложить хорошую идею, которая соответствует их услуге/продукту. Причем мне кажется, что акцент здесь – не столько на «интересную», сколько на «соответствующую» идею: не секрет, что клиенты очень часто негодуют, получая от агентства предложения, совершенно оторванные от реалий их бизнеса. 

Традиционно, в ситуации несоответствия идеи бизнесу клиента скорее виноваты обе стороны: клиент не всегда может правильно забрифовать агентство, а агентство не всегда может правильно объяснить и продать свою идею – бывает, что на самом деле она и не столь безумна, как кажется на первый взгляд. Но, опять-таки, проблема неадекватных предложений на рынке существует.

Любопытно, что «бюджет» оказался в списке критериев лишь на третьем месте: приятно, что среди приоритетов его ставят не во главу угла, хотя опыт показывает, что в реальной жизни это не всегда так: в большинстве тендеров доля цены при принятии решения составляет минимум 50%. Нам, да и, полагаю, всем остальным агентствам тоже гораздо приятнее участвовать в тендерах, где рамки бюджета заявлены сразу, и оценивается опыт агентства и его подход к решению подобных задач. Радует, что в последнее время такой подход разделяют все больше и больше клиентов.

Также мы спросили клиентов, чего им больше всего не хватает в работе с выбранным ранее агентством. Завоевав клиента, агентства обычно расслабляются – и напрасно. Основным поводом для разочарования клиентов в своем агентстве традиционно служит отсутствие проактивности и креативности в работе и такие огрехи, как срыв сроков и проблемы с документооборотом. 

Менеджер занят текущими тактическими задачами, директор по работе с клиентами – разгребает завалы, тушит пожары и исправляет косяки, ньюбиз – окучивает новых клиентов, креатив – вообще редко общается с клиентом напрямую. Вот и складывается ситуация, когда остановиться, посмотреть по сторонам, увидеть проблемы и предложить клиенту новые возможности просто некому. Можно ли это исправить? Нужно, ведь агентство, которому удается наладить нормальный диалог и построить хорошие отношения с клиентом, остается с ним надолго, не инвестирует собственные ресурсы в ежегодные тендеры и может предлагать клиенту новые и новые проекты – и, соответственно, зарабатывать больше. 

И последний наш вопрос – «Вы бы хотели самостоятельно выбирать специалистов, которые будут работать над вашим проектом со стороны агентства?». Да, подавляющее большинство клиентов (74%) не отказалось бы от такой возможности. Это стремление очень легко понять: кейсы, награды, рейтинги и креденшиалз – это все отлично, но работать клиенту предстоит с конкретными людьми, которые могли даже не быть частью агентства в те времена, когда все эти проекты реализовывались. И потому задача агентства – строить сильную команду, стремиться удержать ее и наладить качественный обмен опытом внутри агентства.

Результаты опроса комментируют клиенты:

Михаил Шуранов, директор по корпоративным коммуникациям «Укртелеком»:

Несколько удивлен, что состав команды агентства не занял лидирующее место в числе решающих факторов при выборе агентства. Тот опыт, который был у меня, показал, что именно те люди, которые станут частью общей группы «клиент–агентство», и определяют эффективность сотрудничества. 

Для меня встреча с командой и изучение ее подхода к работе с клиентом – один из определяющих факторов, до 50% от общей качественной оценки.

Михаил Шуранов
PR-директор Укртелеком

Денис Базанов, директор по маркетингу столичной сети АЗК KLO:

При выборе агентства важно, чтобы нам нравились уже реализованные проекты, результаты которых были заметны. Тогда мы сами вас найдем и запросим подробности. Дальше все просто: итоговое предложение должно четко отображать идею, соответствовать тендерной задаче и бюджету. Помимо этих объективных факторов, роль играет и совпадение вкусов заказчика и исполнителя – это уже больше интуитивная составляющая, очень важно «почувствовать» клиента.

Ошибки в работе совершают все – это плохо, но случается. Важно, как агентство на эти ошибки реагирует: принимает, быстро исправляет и предлагает некие бонусы – или же «переводит стрелки» и исправляет свои же косяки за допкост.

Денис Базанов
директор по маркетингу столичной сети АЗК KLO

Жанна Стрельникова, менеджер по маркетингу газированных напитков PepsiCo Ukraine:

При выборе агентства для бренда Pepsi мы всегда ориентируемся на несколько критериев:

  • способность предлагать креативные решения, хотя ценность диджитал-агентства не только в креативе, у команды должно быть понимание выбора инструментов, их эффективности и скорости реагирования в случае, если один из инструментов не дает ожидаемых результатов 
  • опыт работы на рынке FMCG
  • наличие профессиональной команды аналитиков и медиа-менеджера 

Не всегда умение презентовать оригинальные идеи и рассказывать о своем успешном опыте гарантирует хороший результат.

Жанна Стрельникова
консультант по маркетингу, стратегии и продвижению

В нашей практике был случай, когда агентство показывало успешные кейсы, но в процессе сотрудничества выяснилось, что экспертиза в медиа и понимание целевой аудитории отсутствуют. Важным критерием для нас также является вовлеченность команды агентства в коммуникацию бренда, только при общей синергии «клиент–агентство» можно достичь хороших результатов.

Екатерина Македонская, руководитель PR-направления, ТД «Инкерман»:

Находясь как раз в процессе проведения тендера, хочется по горячим следам отметить, как агентству себя лучше вести, а чего лучше не делать никогда, чтобы попасть в шорт-лист и выиграть клиента. Первое, на что обращаешь внимание после рассылки приглашения в тендер, – это качество обратной связи.

Хорошо:

  • ответить оперативно (в сроки, указанные в рассылке); 
  • ответить всем, кто указан в копии письма от клиента;
  • выразить благодарность за то, что компания проявила интерес к агентству, в любом случае – будете вы участвовать или нет; 
  • сразу сказать, что вы объективно не успеете выслать презентацию в указанные сроки, если на текущий момент загрузка очень велика, и попросить дать дополнительно определенное количество дней. 

Плохо:

  • ответить после дедлайна по подтверждению участия;
  • забыть обо всех правилах деловой переписки.

Из этих мелочей складывается общее впечатление о том, насколько агентство заинтересовано в вас как в клиенте, и насколько ответственно и дисциплинировано оно относится к работе. 

Некоторые агентства иногда думают, что бриф – штука совсем не конфиденциальная, как и участие в закрытом тендере, и начинают копировать куски брифа в группу диджитал-сообщества в facebook, наивно полагая, что потенциальный клиент об этом ничего не узнает.

Екатерина Македонская
Head of PR&Communications ROSHEN

Когда агентство начинает разбираться с брифом, оно также может допустить ряд проколов и странностей. Например, можно выслать свой собственный агентский бриф, который дублирует часть предоставленного клиентом (очень подробного) и попросить заполнить его. Еще можно решить, что бриф – штука совсем не конфиденциальная, как и ваше участие в закрытом тендере, и начать копировать куски брифа в группу диджитал-сообщества в facebook, наивно полагая, что потенциальный клиент об этом ничего не узнает. Хорошо проявить себя на данном этапе можно, напросившись к клиенту на дебрифинг, чтобы при встрече лучше понять, что требуется от агентства, или задать ряд умных вопросов, после которых у клиента останется четкое впечатление, что вы провели довольно глубокий анализ, чтобы вникнуть в отрасль и изучить его и конкурентов. Ничего не спрашивать, а потом, впечатлить очень грамотной презентацией, – тоже отличный вариант.

Александр Зубрицкий, бренд-менеджер Shell Retail Украина:

Очень жаль, что такие опросы не проводят все участники рынка. Оно и понятно: времени нет, бюджетов нет, населены роботами 🙂

В данном случае все мы поняли, что очень важен сам подход к работе.

Если вы честны перед самим собой, то и результат не заставит ждать.

Александр Зубрицкий
бренд-менеджер Shell Retail Украина

А результатом стало, как показалось мне, очевидное желание клиента максимально участвовать не только в согласовании, но и в самом проекте. Потому что все мы, клиенты, тоже креативны! Даже если кажется, что это где-то глубоко внутри нас.  

30 Мар 2016, 08:46
Расскажите друзьям про новость