Телевикторинам сменят правила
По мнению авторов законопроекта, направленного на ограничение возможности граждан голосовать в телешоу при помощи платных СМС, необходимость подобных нововведений назрела давно. Дескать, обсуждаемый вид деятельности фактически находится за пределами правового регулирования.
Это «является причиной многочисленных случаев нанесения финансового ущерба телезрителям»,— утверждают авторы документа в пояснительной записке. Ведь участник подобной программы не знает, с какой вероятностью он может дозвониться в студию и сможет ли он вообще забрать свой выигрыш. Тем не менее возможность за несколько секунд (декларируемая стоимость 12 сек. составляет всего 6-8 грн.) заработать неплохие деньги (за правильный ответ участникам предлагается выигрыш от 200-300 грн. до 5-10 тыс. грн.) дает организаторам подобных конкурсов неплохую прибыль.
По мнению депутатов, не редки случаи, когда сразу дозвониться в студию невозможно: автоответчик либо объявит звонящему, что он является претендентом на участие и посоветует подождать, либо пособолезнует, посоветовав попытаться снова. И еще неизвестно, что хуже: соболезнования организаторов викторины обойдутся зрителю максимум в 12-16 грн., а вот за 3-4 мин. ожидания придется выложить более 100 грн.
По информации члена Нацсовета по вопросам телерадиовещания Татьяны Мокриди, «ежемесячная чистая прибыль от полуторачасовой программы подобного рода на телевидении составляет 300–500 тыс. грн.». По данным «Экономических известий», каждая из таких викторин зарабатывает на доверчивом населении около 5-15 тыс. грн. за 1 ч в зависимости от рейтинга канала и количества несостоявшихся участников.
Ограничения не относятся к телеканалам с ограниченным доступом, а также к всевозможным лотереям, творческим конкурсам и спортивным состязаниям, а также любым викторинам и играм, участие в которых является бесплатным. В то же время в случае трансляции платных викторин на кодированных телеканалах, они должны сопровождаться информацией о количестве звонков и шансах дозвониться в студию. При этом предупреждение о стоимости участия должно занимать не менее 20% площади экрана, а также звучать в эфире не реже чем один раз в пять минут.