Теленеделя – наш самый дорогой проект
Недавно в российских СМИ прошла информация о переводе основных активов Украинского Медиа Холдинга в Голландию, где создается компания United Media Holding (UMH). В УМХ в Украине об этом говорить отказались, однако президент ГК УМХ Борис Ложкин согласился рассказать об основных направлениях инвестирования компании в Украине, России, Беларуси и Казахстане.– Насколько капиталоемкий на сегодняшний день издательский бизнес, какие инвестиции требуются для запуска и динамичного развития медиапроектов?– Все зависит от того, о каком издательском бизнесе мы говорим. Если речь идет о запуске B2B журналов, то это могут быть достаточно небольшие суммы – до $1 млн. Если говорить о еженедельных и ежемесячных журналах, цифры для новых украинских игроков, без базы, колеблются в пределах $5-10 млн. в один проект. – Насколько серьезная конкуренция в издательском бизнесе, и как может измениться расстановка сил в ближайшем будущем?– Я оцениваю ее как достаточно высокую, и она будет только усиливаться. Уже сейчас некоторые сегменты слишком перенасыщены – например, ежедневные деловые газеты. Такого количества ежедневных газет, как у нас, не существует ни в одной европейской стране. Возможно, что в условиях перенасыщения запуск новых проектов, которые планируются различными группами, может привести к тому, что некоторые существующие игроки вынуждены будут уйти. Это могут быть как мелкие, так и более крупные игроки. – Какой вариант привлечения инвестиций сегодня наиболее выгодный для издательского бизнеса – выход на IPO, кредитование, продажа бизнеса? Какие источники капиталовложений использует УМХ для своих проектов?– В зависимости от каждого отдельно взятого проекта мы используем как кредитные ресурсы, так и привлекаем капиталы инвесторов. Безусловно, кредитные ресурсы интереснее. Выход на IPO – один из возможных путей привлечения капитала, но не самый дешевый. Мы рассматриваем его как возможный, но не в этом и не следующем году. – Кто является вашими инвесторами? С какими иностранными партнерами вы работаете?– У нас есть иностранные инвесторы. В проекте Европа плюс – это французская группа LaGardere, посредством московской Европы плюс, участвующая в украинской Европе плюс. Сейчас обсуждаются новые медийные проекты, скорее всего с партнерами из России. У нас есть совместный бизнес с английской группой Eaglemoss, лицензионный договор с британской компанией Time Out Group на издание журнала Тайм Аут в Киеве. Нашим партнером в этом проекте будет российский издательский дом Собака, который входит в группу компаний влиятельного российского предпринимателя Бориса Белоцерковского. Он возглавляет крупнейший игорный холдинг России Уникум и входит в список самых богатых бизнесменов России по версии журнала Forbes. ИД Собака издает журналы TimeOut-Москва, TimeOut-Санкт-Петербург и Собака. Но все эти компании не участвуют в Украинском Медиа Холдинге, а у нас с ними есть отдельные совместные предприятия. – Исходя из анонсированных затрат на проект Теленеделя в России, этот рынок стратегически важен для УМХ. В чем заключается его привлекательность? – В Украине мы будем продолжать активно развиваться, но затраченные усилия, аналогичные тем, которые мы тратим в Украине, в России дают совершенно другой эффект. Это страна, которая признана инвесторами во всем мире одним из четырех наиболее динамично развивающихся рынков. Сейчас наши основные усилия в России сосредоточены на развитии проекта Теленеделя, который там уже вышел в 12 городах, до конца этого года мы рассчитываем выйти еще в 3-5 городах России, а также в Алматы и Минске. Размер российского рекламного рынка несопоставим с украинским. Например, наш конкурент Антенна-Телесемь только в одном городе Новосибирске собирает деньги, аналогичные тем, которые собирает Теленеделя в Украине с общенационального рынка – больше $7 млн. в год. Я не знаю ни одного рынка в Украине, который бы в одно печатное издание давал реальными деньгами больше $7 млн. в год, я не говорю уже о рынках Москвы или Питера. Или другой пример – радиорынок Санкт-Петербурга больше, чем весь радиорынок Украины. Там совершенно другие деньги, и рынок, конечно же, значительно более интересен.– На днях Холдинг объявил об увеличении суммы инвестиций в российский бизнес до $40 млн. в отличие от раньше заявленных $25 млн. Зачем потребовались дополнительные вложения, и что это может изменить в ваших планах по окупаемости?– Мы действительно увеличили объем инвестиций по бизнес-плану. Это связано прежде всего с тем, что, по нашим обновленным расчетам, значительно больше инвестиций потребуется в открытие Теленедели в Москве и Санкт-Петербурге, но с точки зрения прибыльности принципиальных изменений не произошло. Единственное, что немножко изменятся сроки окупаемости, но изменения сроков окупаемости находятся в пределах от нескольких месяцев до года. – Каковы сроки окупаемости ваших проектов в Украине?– Мы рассматриваем сроки от 3 до 5 лет. Я считаю, что издательский проект со сроком окупаемости меньше трех лет почти невозможно сделать, если, конечно, это не какой-то совсем уж маленький проект. Думаю, что средний на сегодняшний день проект по окупаемости в Украине составляет 5-6 лет. В Украине мы в ближайшие только полтора года планируем инвестировать в одни лишь издательские проекты не менее $11 млн. Плюс серьезные инвестиции предполагаем направить в полиграфию (около $15 млн.), более подробно будем готовы говорить с января. – Какой у вас самый дорогой проект?– Такого проекта по объему вложений, как отдельно взятая Теленеделя в России, у нас в Украине нет. Мы считаем, что являемся одними из наиболее компетентных издателей в сегменте телегидов, поскольку этим сегментом рынка занимаемся с 1994 года. Антенна-Телесемь в России появилась позже, чем Теленеделя в Украине. Исходя из того, что у нас большой опыт построения регионального ТВ-гайда в Украине, а в России у нас пока только один серьезный конкурент – Антенна-Телесемь, то почему не выйти со своим ТВ-гайдом? – Ваши планы по экспансии на другие рынки?– Казахстан и Беларусь. В Казахстане, надеюсь, Теленеделя выйдет уже в ноябре. Казахстан – это самый динамично развивающийся рынок СНГ. С точки зрения доходов населения, небогатая страна, но при этом с очень низким уровнем конкуренции. Казахстан по соотношению уровня конкуренции и доходов представляет собой очень интересный рынок. У него, правда, есть один большой минус – он небольшой. Мы, конечно же, не рассматриваем этот рынок как приоритетный, но будем там присутствовать. – Интересуют ли вас другие направления развития, помимо печатных проектов?– Нас очень интересует радиорынок, мы продолжаем его развивать – покупаем новые станции, прежде всего в регионах.