1.Успеть до дедлайна
Работа на телевидении практически всегда – это труд в условиях перманентного структурированного хаоса. Больше всего она похожа на непрекращающийся забег на скорость: «Побежали, побежали, побежали! Не туда побежали! Свернули, побежали, побежали!… Проект окончен. А еще три новых на подходе». Поэтому, главные качества, которые приходится развивать в себе – это скорость, мультизадачность и умение быстро переключаться. Необходимо хотя бы немного разбираться в самых разных темах: от тонкостей мира шоу-бизнеса и футбола, заканчивая наличием у Германии тяжелых танков в 1941 году и подводных камней большой украинской политики.
В этом году я возглавила пресс-службу Одесского международного кинофестиваля. С одной стороны – мне было легче, так как я знала кинофестиваль изнутри, ведь в течение 5 лет вела этот проект в качестве PR-специалиста со стороны генерального телевизионного партнера фестиваля – канала «Украина». С другой стороны – тяжелее, так как всего за несколько месяцев пришлось экстренно погрузиться в множество тонких аспектов и… еще больше ускориться. На ОМКФ приезжает многотысячная аудитория зрителей, в программе – более 100 фильмов, о каждом из которых нужно рассказать, в команде пресс-службы во время мероприятия более 40 сотрудников, а пул журналистов – более 600 человек. Если не умеешь быстро переключаться, молниеносно находить решение самых неожиданных проблем и отвечать на 3 миллиона вопросов за день – ты не справишься, перегоришь и придешь к финишу полумертвым.
Коммуникации, контексты, информационный пресс сегодня стремительно меняются в любой отрасли.
2.В культурной среде приживаются практически любые идеи
Поле для работы с ключевыми сообщениями — невероятно широко именно в культурном секторе. Например, относительно кинематографа в Украине я могу выдвинуть ряд абсолютно противоположных утверждений:
- Украинское кино — не зрительское, и никогда не сможет конкурировать с зарубежными премьерами;
- Украинское кино вступило в эпоху возрождения и становится все более интересным для зрителя;
- Украинское кино существует и сегодня его подпитывают новые таланты;
- Украинское кино не существует, все что снимают украинские кинематографисты — никогда не найдет отклика у массового зрителя.
И каждое из них я могу надежно обосновать.
Таким образом, влиять на контексты культурной сферы каждый PR специалист может самостоятельно, в зависимости от целей компании, в которой он работает. Конечно, при этом стоит руководствоваться профессиональной совестью и здравым смыслом, но в остальном — все ограничивается лишь вашей фантазией 🙂
3.Сколько градусов тепла в вашем коллективе?
Нет хуже PR-щика, который не любит свое дело. Особенно в культурной среде. Ему(ей) очень тяжело живется. Его заставили. Его здесь держат деньги и «непыльная работа». В конце концов, просто он не умеет ничего другого. Он не хочет и не может вникать в суть творческих идей, думать о том, что можно сделать лучше — столько сил уходит на выполнение ежедневной рутины и имитацию бурной деятельности.
Потому, первое с чего я начала, когда пришла работать на Одесский кинофестиваль — с тщательной ревизии градуса, царящего внутри коллектива PR-службы. Ведь замотивированные и влюбленные в свое дело люди могут творить чудеса — буквально извлекать идеи и публикации из воздуха, а главное — заражать своим настроение людей внутри и вне коллектива. И обнаружила, что мне повезло — у меня невероятная и талантливая команда 🙂
Критично важно выстроить отношения внутри компании: со спикерами, экспертами, лидерами мнений. Если любую просьбу со стороны PR-службы коллеги воспринимают с тоской: «Надо что-то писать, да? А много? А можно я не буду?» — это верный признак того, что они просто не знают, с какой стороны подойти к вопросу или у них уже был неудачный опыт. Нужно налаживать неформальную человеческую коммуникацию со своими спикерами и показывать, что с вами любой PR-процесс — это не наказание, а приятный диалог, практически дружеская беседа. Тогда они с радостью будут давать комментарии, писать авторские колонки и приходить с самыми неожиданными (и, зачастую, крутыми) идеями.
4.Лучший кризис — тот, который случается в пятницу вечером.
Конечно же, я шучу. Но в каждой шутке есть доля правды: если ваш кризис не угрожает вырасти до космических масштабов, то, велика вероятность, что за выходные инфоповод устареет, и о нем все забудут 🙂
Главные правила, которые я вынесла из собственного опыта антикризисных коммуникаций:
- Сохранять голову в холоде. Нервничать, суетиться и бегать — не поможет: ты будешь очень быстро двигаться, но в итоге — никуда не придешь 🙂
- Шерлок идет по следу. Очень важно понять причину, по которой произошел кризис — чаще всего именно она подскажет правильный способ реагирования.
- Предварительная отработка кризиса внутри компании. Необходимо четко понимать, кому звонить/писать/бежать при кризисных ситуациях — и вторая сторона должна быть готова отвечать на звонки и вопросы в любое время дня и ночи, потому что на кону самое важное — репутация компании.
Кстати, причины многих кризисов в культурной сфере можно охарактеризовать словами «Ой, я даже не подумал(а)». Не подумал и раскрыл конфиденциальную внутреннюю информацию. Не подумал и сказал что-то не то. Не подумал и отправил секретное письмо рассылкой на всех. Множество таких «не подумал». Заранее смиритесь с этим и помните — эмоции здесь лишние.
5.Непопулярная тема
PR-щики мало говорят о выгорании публично, а еще меньше — пишут в статьях и авторских колонках, но осторожно признаются в личных разговорах. К сожалению, нужно констатировать факт: специалисты по коммуникациям на верхушке ТОП-а профессий наиболее часто подвержены профессиональному выгоранию. Причины самые разные: беспрерывное общение, постоянное давление, необходимость быть на связи 24/7, информационная перегруженность, неумение рассчитать свои силы, творческий кризис и множество других. Честно скажу, в этой ситуации я не стала исключением: несколько лет назад я не переоценила собственные силы и на личном опыте узнала, как это.
Универсальных рецептов успешного преодоления нет: большинство литературы сводится к совету сменить работу/профессию/жизнь. Расскажу о том, что помогло лично мне. Во-первых, нужно дать себе время — не загонять себя в угол повышенными требованиями, которые у тебя самого просто нет сил выполнить, а позволить себе работать на «изученной» и простой территории. Когда силы вернутся — уже можно начинать покорять новые горизонты. Во-вторых, нужно сменить контекст: отложить книгу по профессии и взять в руки художественную, можно даже очень легкомысленную 🙂 И, конечно, необходимо искать источники вдохновения. В конце-концов — можно улететь в долгожданный отпуск, ведь в тяжелые рабочие будни мы все именно об этом и мечтаем 🙂
Вместо послесловия
Работа в PR культурных проектов – это невероятный источник вдохновения и новых идей. А то, что делают коллеги на Одесском кинофестивале – иногда казалось мне слишком невероятным. Теперь я здесь и знаю – весь секрет в том, что у нас просто работа мечты 🙂