Татьяна Пушнова о Ukraine Today: Мы хотим стать восточноевропейским Euronews, который рассказывал бы, как нам всем живется рядом с Россией
Генпродюсер Ukraine Today о создании украинского международного информационного телеканала в интервью порталу МЕДИАНЯНЯ.
Татьяна, когда появилась идея создания телеканала — зимой или все-таки в марте? И кому она принадлежит?
— Идея принадлежит группе компаний "1+1 Медиа": начиная с зимы, все в холдинге хотели сделать что-то, чтобы оперативно информировать заграницу об Украине. Ближе к марту, когда началась аннексия Крыма, а информационная война перешла в активную фазу, мы начали обсуждать, что можно сделать — переводить новости ТСН, создать отдельный сайт, что-то еще. Так и пришли к телеканалу.
— То есть, автора у идеи нет?
— Нет. В конце-концов мы пришли к тому, что нужно заниматься профильным бизнесом и делать то, что мы умеем. А саму идею озвучивало много людей на разных этапах обсуждения.
— Как на это отреагировал собственник медиагруппы, учитывая, что канал будет заведомо убыточным?
— Идея о необходимости информирования заграницы витала не только в нашей среде — она, как я понимаю, точно так же обсуждалась в окружении инвестора. Мне об этом ничего неизвестно, но то, что канал стал возможен и очень оперативно создается, явно свидетельствует о том, что инвестор в этом заинтересован.
— А как появилось название Ukraine Today?
— Честно, не знаю (смеется).
— Ну кто-то же его придумал!
— История такова: я принимала активное участие в самом начале обсуждения, потом меня немного переориентировали на интернет, а в какой-то момент сказали, что уже определились — вот тебе идея, название, делай канал, мы уже патент подали. То есть, я не знаю, кто его придумал.
— И какие еще варианты обсуждались, вы тоже не знаете?
— Точно не знаю.
— Вас не смущает, что это название очень напоминает название одного российского пропагандистского телеканала?
— Ну, оно также похоже на USA Today, который был задолго до Russia Today.
— Но учитывая ситуацию…
— В конце-концов, какой украинец не захочет потроллить своего старшего брата?
— То есть, вы воспринимаете это название как троллинг?
— Троллинг тоже может быть маркетинговой стратегией.
— Наверное. Вы говорили, что новостная редакция UT входит в департамент новостей "1+1 Медиа". Это будет конвергентная редакция или два разных коллектива?
— Департамент новостей "1+1 Медиа" — это, фактически, продакшен, который делает новости для "1+1", "2+2" и производит "Снiданок". Было решено, что контент информационного канала полностью обеспечивает департамент новостей, он же ТСН. Моя задача — это дистрибуция и маркетинг, но время от времени я вмешиваюсь в их работу, предлагаю что-то переделать, если мне не нравится.
— Например?
— К примеру, как делаются апдейты. Или соотношение украинских новостей с информацией из других стран. На стадии технического запуска, так называемого теневого эфира, у нас очень тесный контакт. Но фактически за контент отвечает департамент новостей "1+1 Медиа".
— А кто работает непосредственно в редакции UT?
— Шеф-редактор — это Питер Дикенсон, он очень давно живет в Украине, когда-то издавал журнал What`s On. Питер очень заинтересован в том, чтобы сделать классный продукт, потому что он… британский украинский патриот. Он сформировал редакцию из англоязычных граждан разных стран, живущих в Украине и знакомых с тем, как делается телевидение.
— То есть, коллектив он сам собрал и привел?
— Фактически так, это были его люди и ему работать с ними в тесной спайке.
— Когда было принято решение, что Питер приходит в "1+1 Медиа"?
— Тоже не знаю — это было еще до того, как мне предложили возглавить телеканал. Думаю, приблизительно в мае.
— Раньше он занимался подобной работой на Jewish News One…
— Это стало одной из причин, по которым его пригласили.
— Новости на Jewish News One перестали выходить в конце апреля, Дикенсон присоединился к "1+1 Медиа" в мае: это совпадение или собственник сознательно свернул JN1, чтобы перебросить силы на новый вещатель?
— Нет-нет, точно не так. Скорее всего, на рынке освободилась группа людей, которые могут заниматься такой работой, и мы их забрали. Такая логика.
— Сколько человек работает в редакции?
— Англоязычных — человек 12, но посчитать сложно. В работе над каналом участвует очень много журналистов ТСН, много специалистов из группы компаний. Парни из технического департамента, к примеру, активизировали все свои ресурсы, чтобы запустить нас на спутник ускоренными темпами (фактически, в два раза быстрее). Более того: пожалуй, каждый человек, работающий в холдинге, чем-то поспособствовал созданию Ukraine Today.
— Осенью вы планируете добирать сотрудников. О ком идет речь?
— Поскольку мы запускаемся очень быстро (фактически, стране подобный ресурс был нужен даже не на вчера, а на позавчера — зимой), то работаем в самом легком формате — формате Euronews. Без прямых эфиров, включений, без всей той работы, которую делают в ТСН. В течение двух недель после запуска мы все проверим, отработаем факапы и уже в сентябре начнем перезапуск, потому что нам хочется использовать возможности нашей студии. Мы готовы больше использовать ресурс ТСН (сейчас это не получается из-за некоторых технических нюансов), а также начнем строить сеть корпунктов и фрилансеров во всем мире. Пока что не было времени заниматься этим системно, но нам многие пишут.
— А что пишут?
— Мы, мол, живем в таком-то городе и хотим вам помогать. Просто вагон таких писем и контактов. И не только у меня.
— Это журналисты из других стран, правильно?
— Да. Так что у нас большие планы по поводу штата и команды.
— А когда состоялось ваше назначение?
— Примерно в июле.
— Как это было? Вас поставили перед фактом, с вами советовались или вы сами предложили себя, чувствуя силы сделать эту работу.
— То, что я могу, все и так знают (смеется). А как возникла эта идея и почему именно я… Мне сказали: есть вот такая часть работы, хочешь? Я говорю: ну, давайте попробуем. То есть, у нас сейчас все разговоры ведутся на уровне "давайте попробуем".
— Ну могли, к примеру, предложить тому же Попову.
— Попов и так по полной программе загружен прекрасными англоязычными гастарбайтерами(улыбается). Если бы Сергей мог заниматься еще и маркетингом, дистрибуцией UT, мы бы его потеряли. Его департамент полностью обеспечивает контент, поэтому он находится в тесном контакте с редакцией, организовывает эту работу. И он очень много сделал на этапе обсуждения концепции, организовал много встреч, консультаций.
— Я не совсем понимаю, как будет выглядеть эфир на первом этапе. Это будут новостные сюжеты ТСН с другими языковыми дорожками?
— Нет. Во-первых, новости ТСН в том виде и объеме, в котором они идут на "1+1", нужно адаптировать к формату, который мы заявили. Во-вторых, большая часть материалов UT будет состоять из международных, европейских новостей. То есть, это совершенно другой контент.
— Редакция уже готова обеспечивать необходимое количество контента?
— Мы готовы вещать 24 часа в сутки. Возможно, поначалу будет меньше апдейтов: сколько их будет и с какой периодичностью, мы сейчас отрабатываем. Но то, что контента хватит на 24 часа в сутки — стопроцентно, хоть чучелом, хоть тушкой.
— Согласно лицензии, ваше вещание составляет 19 часов 24 минуты в сутки. Как будет выглядеть сетка?
— Получасовые блоки, из которых формируются часовые. Информационные блоки будут выходить два раза в час, а тематические новости — спорт, культура, бизнес, наука и т.д. — каждый час.
— На что будет делаться упор, учитывая, что каналу нужно информировать Европу, мир о ситуации в Украине?
— Мы бы хотели стать таким Euronews для Восточной Европы. И мы будем делать все, чтобы им стать. То есть, нас в первую очередь интересует контент из Украины, стран Балтийского региона, Польши, Румынии, Болгарии, Турции, Грузии, Чехии, Словакии. Этот круг стран, которые бы рассказывали миру, как им живется рядом с Россией.
— И как обстоит с корпунктами в странах, на которые вы планируете делать упор?
— Мы ведем переговоры о сотрудничестве с большим количеством институций, телеканалов в этих странах. Работа строится параллельно в нескольких направлениях — и в этом тоже.
— Там уже есть собкоры ТСН?
— У нас нет собкоров в Восточной Европе. В Германии работает корреспондент, в Москве, а англоязычные журналисты время от времени летают в Европу и делают материалы про запас. Но нам нужны постоянные представители фактически в каждой стране.
— Будете сотрудничать с фрилансерами или с местными телеканалами, информагентствами?
— Думаю, будем развивать и сеть фрилансеров для ситуативного реагирования, и партнерские отношений с телевизионными организациями — теми, что вещают и производят информационный контент в этих странах.
— В лицензии UT прописано: 17 часов национального продукта, 14 часов 36 минут из которых — собственное производство. А оставшиеся часы чем будете закрывать?
— Мы предусмотрели это время, чтобы иметь возможность закупать какие-то документальные материалы и расследования телеканалов, с которыми строим партнерские отношения.
— Какие каналы имеются в виду? Украинские, раз мы говорим о национальном продукте?
— Это могут быть документальные фильмы, которые производятся в Украине, но которые могут быть интересны для адаптации.
— То есть, продукты любых украинских продакшенов?
— Да.
— Вы говорите о большом количестве европейских новостей. При этом лицензией предусмотрено всего 2 часа 24 минуты для иностранного продукта.
— Под иностранным продуктом подразумевается покупной контент. А необходимое количество европейских новостей мы будем производить сами.
— В будущем на канале начнут появляться информационно-аналитические передачи, студийные проекты — какими они будут?
— Не хочу утверждать наперед, но думаю, что такому каналу хотя бы раз в день нужна прямоэфирная программа, хотя бы раз в день нужна студия, которая обсуждала бы главную тему с компетентными экспертами (не обязательно в формате "гость-ведущий" — возможно, какие-то включения по скайпу или телемосты). Это очень важно. Обязательно должна быть еженедельная итоговая программа — возможно, в виде обсуждения тем недели с каким-то вип-гостем… То есть, вся классика информационного вещания, существующая сегодня.
— А еще у вас предусмотрено 3 часа 36 минут рекламы. Какой она будет на международном канале?
— Не знаю (смеется). История с рекламой была следующая: в лицензионные документы мы ее не вписывали вообще. Но когда согласовывали документы на подачу, подумали: а что будет, если у кого-то вдруг возникнет идея ее давать? На всякий случай, в общем, включили в список. Сейчас о рекламе речи не идет, но в будущем мы хотим выстроить с международными организациями партнерскую систему, чтобы давать какую-то социальную рекламу, важную для нас. Для этого тоже нужно иметь в лицензии рекламный блок.
— Вы говорили, что канал создан для информирования, а не для пропаганды. В условиях жесткой информационной войны как, по-вашему, должно выглядеть это информирование?
— Информирование должно быть информативным, а не реакцией на пропаганду. То, что делают соседи — это их психополовые проблемы. А мы ставим перед собой задание рассказывать о происходящем с точки зрения страны, которая находится очень близко к этой — другой — цивилизации. Мы не выстраиваем систему реакции на пропаганду российских СМИ. Этот не наш путь.
— С другой стороны, в информационным поле вам придется конкурировать RT.
— Понимаете, чтобы считать RT конкурентом, нужно иметь хотя бы приблизительный бюджет RT. Но в Украине это невозможно в принципе — у нас нет такого количества газа, нефти и денег. Этот максимально дотационный канал, который живет "на трубе". Да, они качественно снимают свои материалы, у них прекрасная дистрибуция, прекрасные технические возможности. Но это возможно только потому, что у них есть "Газпром", а у нас его нет.
— Я немного о другом. У RT огромное покрытие. Вы лучше меня знаете о 18 спутниках, трех отдельных каналах, студиях по всему миру… И среднестатистический европеец, как показывает практика, не будет разбираться, кто показал ему новость и что там произошло на самом деле.
— Вы не поверите, но во-первых, европейцы действительно разбираются. Во-вторых, нам интересен как раз тот европеец, которого не удовлетворяет RT, который будет искать больше информации, комментариев, точек зрения. То есть, мы не идем в классический масс-маркет и не будем показывать все на свете, чтобы охватить максимальное количество зрителей. Прежде всего, мы ориентируемся на европейца, который заинтересован, который думает.
— Интересная характеристика. Тогда давайте подробнее — каким вы видите зрителя Ukraine Today?
— Он интересуется происходящим, путешествует, он понимает разницу между Украиной и, скажем, Белоруссией, у него есть образование, он работает, знает английский язык.
— Кстати, о языках. Изначально это будет английский, немецкий и русский?
— С самого начала — только английский.
— А со временем?
— Посмотрим (улыбается). Есть планы относительно русского языка, но мы пока ищем техническую возможность для их реализации. Это довольно сложная в производстве штука, и мы пока решаем, как все правильно сделать.
— А почему решили запустить канал с нуля? Почему не переформатировали тот же Jewish News One, который уже был выстроен, имел какую-то аудиторию в разных странах…
— У него была аудитория?
— А разве нет?
— Аудитория, которая интересуется новостями из этой части мира, немного отличается от той, которая интересна нам. С другой стороны, нам бы не хотелось… Мне кажется нормальным, когда страна решает запустить такой канал и делает его с нуля.
— Безусловно. Но учитывая, что канал уже был…
— Все, что у него было ценного, мы взяли себе.
— А почему лицензию решили получать в Украине?
— Потому что Ukraine Today — украинский канал и вещает в Украине. Конечно, в каждой европейской стране — свои условия лицензирования и вещания, но нам в первую очередь нужно было получить именно украинскую лицензию.
— Как строится диалог с европейскими провайдерами, учитывая, что тамошняя система работает с точностью до наоборот?
— Мы уже знаем, кто интересуется нашим продуктом. Но в первую очередь они хотят видеть контент. И когда они его увидят (24 августа), разговор будет предметным. А пока что мы ведем предварительные переговоры.
— Какие страны в приоритете?
— Европа. В первую очередь, Британия, Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция.
— Одного спутника HotBird 13E, пусть и самого популярного в Европе, для такого канала не мало?
— Конечно, мы планируем подключать спутник, который поможет нам вещать в Америке и Канаде — со следующего года. Но снова-таки, это планы. И все зависит от того, как мы запустимся и что будем иметь на выходе.
— Государство также планирует создать международный телеканал. Возможно, с вами уже консультировались по этому вопросу, что-то предлагали?
— Все, что предлагает государство, мне озвучили на заседании Нацсовета, когда мы получали лицензию (улыбается). Спросили, не могла бы я войти в стратегическую группу проекта.
— А помощь не предлагали?
— В создании канала очень заинтересовано Министерство иностранных дел, и с ними в последнее время приятнее всего сотрудничать. Они действительно очень помогают контактами, мы многое обсуждаем. То есть, если мне в ближайшее время понадобится какая-то помощь государства, от МИД я ее точно получу.
— А вас не смущает, что вас приглашают помогать создавать по сути конкурирующий канал?
— Во-первых, никто еще ничего не предлагал — это была просто фраза. А во-вторых, нужно адекватно оценивать реальность. Чтобы такой проект запустился в рамках "1+1 Медиа", нужно было приложить максимальное количество усилий и фактически сломать систему принятия решений в холдинге. Наша компания работает по четким правилам, и чтобы столь спонтанный проект состоялся, эти правила нужно было неким образом обходить. А в государстве это очень сложно. Особенно в нашем, где все бюрократизировано, все происходит со скрипом… Я желаю этому проекту состояться, но прекрасно понимаю, что на данном этапе задача сверхсложная.
— А кто был "паровозом" внутри вашего холдинга? Кто тянул проект вперед и ломал все преграды?
— Ну… Ткаченко. Он у нас пушер. Впрочем, в каждом сервисе, который обеспечивал какую-то часть работы Ukraine Today, есть такой человек. И со стороны HR-департамента, и со стороны технической и финансовой служб, и со стороны юристов. В каждом из департаментов есть человек, который мне помогает — я бы не справилась без таких людей.
— Каких?
— Которые не просто делают свою работу, а которые — как граждане страны –заинтересованы, чтобы проект получился.
— Это желание понятно. А вот как вам удалось найти иностранцев, работающих с таким же рвением? Что их мотивирует?
— Во-первых, они давно живут в Украине: у кого-то тут семьи, кто-то работал на Майдане, ездил в зону АТО. Есть украинцы, вернувшиеся на родину — к примеру, из Канады. Это не просто люди, которые приехали в Украину зарабатывать, они понимают важность проекта, у них сильная привязка к нашей стране.
— Каким будет промо канала за пределами Украины?
— Увидите (загадочно улыбается). У нас есть большой, очень красивый маркетинговый план, о котором я пока не могу говорить.
— Может, хотя бы в общих чертах? Вы же понимаете, насколько это важно на данном этапе.
— Мы сможем об этом рассказать, когда будут окончательные договоренности. Но в Европе информация уже распространяется, однозначно.
— Есть ли у вас план: к такому-то времени выйти на такой-то охват аудитории?
— Да, мы хотим выйти на определенное количество домохозяйств, которые будут иметь возможность принимать наш канал. А потом — посмотрим.
— Тогда задам вопрос не о канале. Я знаю, что вы писали книгу о работе ТСН во время Майдана. Расскажите о ней подробнее.
— Кто слил?! (смеется) Да, уже есть материал, название и даже обложка. Но то, что книгу пишу я — слишком громко сказано. Мы собираем информацию, как ТСН работал в тот период.
— Это какие-то лайфовые истории журналистов?
— Не совсем. Я бы хотела, чтобы этот продукт стал в каком-то смысле исторической книгой: ты ее открываешь и можешь понять, что происходило на Майдане в конкретный день и как на это реагировали наши журналисты. Информация, поданная в литературном ключе, складывается из материалов в выпусках ТСН и реакции журналистов в соцсетях.
— Знаю, что вы долго искали литредактора. Нашли?
— Мы искали издательство, которое бы обеспечило все это. Уже нашли.
— И когда книга выйдет?
— Это мультимедийный проект: книга плюс большой интернет-сайт, на котором будут и тексты, и не вошедшие в книгу фотографии, и видео. Презентация издания состоится на Львовском форуме издателей (сама книга еще не издана), а презентация всего проекта — в ноябре, к годовщине Майдана.
Как показывает практика, большие амбиции действительно могут стать движущей силой большого дела и привести к успеху. Его я и желаю новому телеканалу. Ну а каким он будет, увидим уже на этой неделе — напомню, Ukraine Today стартует в эфире 24 августа.