Татьяна Фомина, руководитель Правового центра НАМ
18 Авг 2008, 08:41

Татьяна Фомина, руководитель Правового центра НАМ

Татьяна Фомина, руководитель Правового центра НАМ

С середины июля 2008 года Независимая Ассоциация телерадиовещателей(НАМ) запустила новый сервис – правовой аудит для теле- и радиокомпаний. О том, что это такое, какие юридические проблемы наиболее часты у региональных ТРО и почему юристы НАМ занялись этим вопросом только сейчас, рассказывает руководитель Правового центра НАМ Татьяна Фомина.

 

— Что такое правовой аудит?

— Это проверка и анализ деятельности телерадиокомпании,  а также  предоставление правового заключения о соответствии этой деятельности требованиям законодательства и рекомендаций по устранению нарушений.   

Проверяется и анализируется не только специфическая деятельность ТРК в сфере телевидения и радиовещания — соблюдение авторского и смежного прав, распространение информации, рекламы, получение необходимых лицензий и разрешений, а и общехозяйственная — вплоть до правильности уплаты налогов и оформления трудовых отношений.

 

— До этого вы же вроде бы уже занимались предоставлением юридических консультаций?
— Мы оказывали точечную юридическую помощь — у компании возникает вопрос – и она обращается к нам для его решения. При аудит выявляются проблемы, о которых компания и не подозревает, иногда более значимые, чем те, с которыми она к нам обращается.

 

— Месяц тому назад участники рынка жаловались на участившиеся проверки УБОПом соблюдения ними авторских прав при использовании компьютерного программного обеспечения. Запуск нового сервиса как-то связан с  этими проверками?

— Связи между этими событиями нет. У нас эта идея зрела давно, просто не было возможности «втиснуться» между выборами, проведение которых утраивают объем работы юристов ассоциации, порождая массу вопросов, связанных с размещением материалов предвыборной агитации, необходимостью проводить экспертизу  рекламных роликов и т.д.

 

 — Как собственно проходит правовой аудит?

— Юрист выезжает на ТРК и знакомится с документами – уставами, положениями договорами, лицензиями, разрешениями, анализирует их и составляет заключение, что правильно, что нет, какие изменения и исправления необходимо внести. Также он  общается  с сотрудниками ТРК —  с программными директорами, журналистами, сотрудниками отдела рекламы, бухгалтерами, кадровиками, отвечая на их вопросы. При необходимости просматриваются/прослушиваются передачи, рекламные ролики, вызывающие сомнение в их законности. Теоретически  аудит можно провести дистанционно, если компания  предоставит необходимые документы. Однако,  учитывая большой объем этих документов, отсутствие «живого» общения с сотрудниками ТРК, которое позволяет выявить проблемы гораздо быстрее, чем просмотр бумаг,  такой  способ является гораздо менее эффективным, поэтому мы рассматриваем его лишь как исключение из общего правила.

 

 — Можете ли рассказать о каких-то типичных ошибках?

— Конечно. К примеру, с целью оптимизации налогообложения ТРО зачастую прибегают к такому способу, как продажа рекламы через частных предпринимателей, которые являются связанными с ТРО лицами (родственниками директора, учредителей). Им предоставляется огромная скидка на размещение рекламы, а это  после налоговой проверки повлечет за собой   доначисления налога на прибыль с применением правил об обычных ценах  и  наложение штрафов. Встречаются договоры, по которым вещатели не только ретранслируют программы иных вещателей (что само по себе является незаконным), но и умудряются получать деньги за техническое обслуживание телекоммуникационных сетей ретранслируемых вещателей. При этом они совершенно игнорируют тот факт, что  для такого технического обслуживания необходима лицензия НКРЗ, в противном случае возможно возбуждение административного либо уголовного дела – в зависимости от размера полученного дохода. Аналогичные «проколы» наблюдаются в договорах о врезках  региональной рекламы в эфир сетевых ТРК. 

Часто  вещатели не понимают разницу между спонсорством и рекламой,  и результатом этого является две крайности – одни вообще боятся  упоминать об алкогольных торговых марках в дневное время, а другие — рекламируют эти марки вопреки запрету закона.  

И это только малая доля тех ошибок, которые могут повлечь за собой серьезные проблемы для руководителей ТРК.

 

— Это сервис платный?

— Да, так как  объем работы очень большой. Но поскольку мы запустили эту услугу в первую очередь для членов ассоциации, им он обойдется  в разы дешевле, иным участников рынка.

Расскажите друзьям про новость