Светлана Калинина, управляющий партнер Kwendi Media Audit
Понятие медиааудита появилось в Великобритании в конце 70-х годов. Причиной этому послужило стремительное развитие рекламного рынка и усложнение медиапланирования. На сегодняшний день в Европе аудируется до 70% рекламных бюджетов. По словам экспертов, на медиааудит в мире ежегодно тратится 0,5-1% рекламных бюджетов, или от $5 до $10 млрд.
Медиааудит в мире – это обычная, стандартная процедура. Так, в Великобритании аудируется 70% всех медийных бюджетов, в Норвегии – 60%, в среднем по Европе – около 40%, а в Украине всего – 5-10%.
Рекламодатели незащищенная категория? А как же кризисное «выкручивание рук» и постоянная игра на понижение агентских ставок?
Особенность украинского телевизионного рынка в том, что из-за дефицита рекламного инвентаря с 2004 года условия игры диктуют сейлз-хаузы. Иными словами, был сформирован так называемый «рынок продавца». Поэтому то, что сейчас происходит – вовсе не «кризисное выкручивание рук», а попытка рекламодателей изменить расстановку сил. На сегодня рекламодатели по-прежнему разобщены, в стране нет профильной организации, которая бы защищала их интересы. У рекламных агентств и телеканалов такие организации есть и успешно функционируют: ВРК, ИТК. Сложившееся на ТВ-рынке правило – рекламодатель может запросить условия размещения только у текущего агентства. Откуда ему узнать, насколько цены соответствуют ситуации на рынке, насколько агентство использовало все существующие возможности.
Это означает, что агентство завысило прайсы?
Вовсе нет, просто агентство решало задачу по привычке, не использовало возможности рынка. Наряду с арифметическими ошибками встречается подход определения бюджета «с запасом», и на запас тратятся вполне ощутимые суммы из бюджета рекламной кампании.
Насколько открыты ваши исследования для публичного доступа?
Наши проекты – это анализ маркетинговой коммуникации определенной компании, поэтому они являются закрытой информацией для внутреннего пользования. Мы еще не проводили исследований рынка по заказу ассоциаций. В случае, если заказчиками выступят рыночные объединения, их результаты, возможно, будут публичными.
Как проходит процедура аудита?
Существует общий вопрос, который нам задают все клиенты, заказывающие у нас эту услугу «Насколько эффективно потрачен мой медиабюджет? И что я могу сделать для повышения эффективности в будущем?». Аудит всегда начинается с технической проверки рекламных выходов. Это вовсе не означает, что мы считаем борды, макеты в прессе или замеряем секундомером рекламные ролики на ТВ. Все это делают специализированные исследовательские компании GFK Ukraine, TNS и другие, подписчиками которых мы являемся. После этого мы проверяем отчетность агентства. Следующим этапом является сравнение цен, анализ аудитории, охваченной рекламной кампанией, обзор стратегий продвижения ближайших конкурентов. На основании всех этих данных мы даем ответ на вопрос, насколько грамотно агентство решило поставленные рекламодателем маркетинговые задачи, и что можно оптимизировать в будущем.
Ваш прогноз развития рынка?
Рекламная отрасль вторична и зависит от макроэкономических показателей. Лично я согласна с прогнозом ВРК – рынок просядет, однако сейчас прогнозы – дело неблагодарное, мы должны привыкать жить в период нестабильности. Если же говорить о клиентах, то каждая компания выбирает свою уникальную стратегию – кто-то затаился и свел к минимуму затраты на рекламу и маркетинг, кто-то, пользуясь медиадефляцией, реализует масштабные рекламные кампании.
И кто прав? Те, кто затаились или те, кто развернули широкую рекламную кампанию?
Выбирая тот или иной путь развития, каждая компания исходит из внутренних ресурсов, целей, возможностей или существующих ограничений.
Большая четверка медиа аудиторов: billetts/MPMA, Media Audits, EMM и Fairbrother Lenz Eley. Это компании, не связанные ни с одной медиа- или рекламной структурой, основанные специалистами из рекламных агентств.