Со­вре­мен­ный под­ход к ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции брен­да
28 Окт 2008, 15:21

Со­вре­мен­ный под­ход к ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции брен­да

Мир от­ече­с­т­вен­но­го гра­фи­че­с­ко­го ди­зай­на и ви­зу­аль­но­го брен­дин­га сим­во­ли­чен в сво­ем стрем­ле­нии к тен­ден­ци­ям. Гла­вен­ству­ют в нем – сле­по­е ко­пи­ро­ва­ние и по­дра­жа­ние не­по­ня­то­му. Боль­шин­ство ди­зай­не­ров, мар­ке­то­ло­гов, кре­а­тив­щи­ков в на­шей стра­не, к со­жа­ле­нию, лю­ди без об­ра­зо­ва­ния и «без кор­ней»

Со­вре­мен­ный под­ход к ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции брен­да

Мир от­ече­с­т­вен­но­го гра­фи­че­с­ко­го ди­зай­на и ви­зу­аль­но­го брен­дин­га сим­во­ли­чен в сво­ем стрем­ле­нии к тен­ден­ци­ям. Гла­вен­ству­ют в нем — сле­по­е ко­пи­ро­ва­ние и по­дра­жа­ние не­по­ня­то­му. Боль­шин­ство ди­зай­не­ров, мар­ке­то­ло­гов, кре­а­тив­щи­ков в на­шей стра­не, к со­жа­ле­нию, лю­ди без об­ра­зо­ва­ния и «без кор­ней».В си­с­те­мах ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции (СВИ) брен­дов сле­пое сле­до­ва­ние ус­то­яв­шим­ся ка­но­нам и тра­ди­ци­ям при­во­дит к ка­та­с­т­ро­фи­че­с­ким ре­зуль­та­там для уз­на­ва­е­мо­с­ти брен­дов. Ог­ля­ды­ва­ем­ся на клас­си­че­с­кие ло­го­ти­пы? Вре­мя, ко­г­да ло­го­тип Эппл мог стать уз­на­ва­е­мым, уже про­шло. Мы лю­бим и по­мним лет­те­ринг Ко­ка-ко­лы, по­то­му что ви­дим его ежед­нев­но с ран­не­го дет­ства. Ча­ще все­го да­же ди­зай­не­ры за­бы­ва­ют об этом по­ду­мать, но сто­ит при­смо­т­реть­ся к лю­бо­му при­выч­но­му за мно­го лет ло­го­ти­пу с про­фес­си­о­наль­ной точ­ки зре­ния и за­ме­ча­ешь, что это — не­ка­че­с­т­вен­ная ра­бо­та. Но мы при­вык­ли к ней на­столь­ко, что все­го это­го не за­ме­ча­ем. Клас­си­че­с­кие ло­го­ти­пы, при­ве­ден­ные в каж­дом учеб­ни­ке по мар­ке­тин­гу, да­ле­ко не все­г­да хо­ро­шие, они про­сто при­выч­ные.Мир стал дру­гимОсоз­нан­но­му мар­ке­тин­гу и рек­ла­ме уже бо­лее ста лет. Но еще двад­цать лет на­зад ник­то не мог по­ду­мать, что об­ра­зы ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции вый­дут за пре­де­лы ли­с­то­вок и пе­чат­ной рек­ла­мы в га­зе­тах и пе­ре­ме­с­тят­ся в те­ле­ви­зор, ин­тер­нет, элек­трон­ные таб­ло, flashро­ли­ки. Да­же пол­но­цвет­ная по­ли­гра­фия бы­ла не так дав­но слож­ным и до­ро­гим про­цес­сом. Ло­го­тип был тем сим­во­лом, ко­то­рый мож­но бы­ло на­ри­со­вать за 3 се­кун­ды и пу­тем ти­ра­жи­ро­ва­ния рас­про­стра­нить на лю­бом ма­те­ри­а­ле. Как штамп. Не­что про­стое, тех­но­ло­гич­ное. Со­вре­мен­ные ме­то­ды ком­му­ни­ка­ции по­зво­ля­ют то­ва­рам иметь об­раз, ко­то­рый рас­кры­ва­ет се­бя с по­мо­щью мак­си­маль­но бо­га­тых спо­со­бов пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции. Ло­го­тип, цвет и шрифт — бес­ко­неч­но ма­лая часть си­с­те­мы ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции брен­да в со­вре­мен­ных кон­ку­рент­ных ус­ло­ви­ях. Гло­ба­ли­за­ция и сли­я­ние круп­ных рын­ков предъ­яв­ля­ют но­вые тре­бо­ва­ния к уз­на­ва­е­мо­с­ти и вну­т­рен­не­му со­дер­жа­нию брен­да. СВИ ста­но­вит­ся все­объ­ем­лю­щей, она оп­ре­де­ля­ет клю­че­вые прин­ци­пы сти­ли­с­ти­че­с­ко­го и идео­ло­ги­че­с­ко­го един­ства всех ви­зу­аль­ных ас­пек­тов ком­му­ни­ка­ции. И са­мое глав­ное в «пре­крас­ном но­вом ми­ре» — ры­нок пе­ре­на­сы­щен ви­зу­аль­ны­ми об­ра­за­ми брен­дов на­столь­ко, что кон­ку­ри­ро­вать на нем ста­ло очень слож­ной за­да­чей. И это — толь­ко вер­ши­на ай­сбер­га. В Ук­ра­и­не не су­ще­с­т­ву­ет ви­зу­аль­ной куль­ту­ры брен­дин­га. Боль­шин­ство ло­го­ти­пов и СВИ от­кро­вен­но ко­пи­ру­ют за­пад­ные об­раз­цы или да­же сво­их бли­жай­ших кон­ку­рен­тов. По­тре­би­тель каж­дый день ока­зы­ва­ет­ся по­гре­бен­ным под вол­ной ви­зу­аль­но­го му­со­ра — про­дук­та жиз­не­де­я­тель­но­с­ти не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ди­зай­не­ров и не­да­ле­ких мар­ке­то­ло­гов. Все это за­став­ля­ет че­ло­ве­ка иг­но­ри­ро­вать 90% уси­лий по иден­ти­фи­ка­ции брен­да. Ча­с­той и опас­ной тен­ден­ци­ей яв­ля­ет­ся без­ос­но­ва­тель­ный брен­динг — вне­дре­ние но­вой сти­ли­с­ти­ки и бо­лее вы­со­ко­го уров­ня га­ран­тий и обе­ща­ний без ка­ких ли­бо из­ме­не­ний в ре­аль­ной ра­бо­те биз­не­са. При­мер из жиз­ни: стоя в душ­ном по­ме­ще­нии в 40гра­дус­ную жа­ру без кон­ди­ци­о­не­ра и вен­ти­ля­то­ра в оче­ре­ди в кас­су уже 30 ми­нут, зная, что в окош­ке те­бя встре­тит ха­мо­ва­тый кас­сир, труд­но вос­при­ни­мать про­ек­цию теп­ло­го и дру­же­с­т­вен­но­го об­ра­за бан­ка Над­ра. И по­че­муто не хо­чет­ся да­же по­сле­до­вать при­зы­ву на пла­ка­те «Ес­ли Вы счи­та­е­те, что уро­вень об­слу­жи­ва­ния не со­от­вет­ству­ет уров­ню ка­че­с­т­ва и сер­ви­са, по­жа­луй­ста, об­ра­ти­тесь к на­чаль­ни­ку от­де­ле­ния — Вас ждет при­ят­ный сюр­п­риз». Ви­дел я эту на­чаль­ни­цу не­од­но­крат­но. Ни­ка­ких при­ят­ных сюр­п­ри­зов от нее ждать не при­хо­дит­ся… Ма­тер­ные сло­ва -все не пе­ре­ста­ют удив­лять­сяС ка­ких это пор сме­на ло­го­ти­па и фир­мен­но­го сти­ля на­ча­ла на­зы­вать­ся ре­б­рен­дин­гом? С тех пор, ко­г­да на­ши биз­не­с­ме­ны гра­мот­ное це­но­о­б­ра­зо­ва­ние кон­ку­рен­тов (без на­кру­ток в 100200%) на­ча­ли на­зы­вать «дем­пин­гом» (из ком­мен­та­ри­ев на сай­те adme.ru).От боль­шин­ства сво­их кол­легди­зай­не­ров, кон­суль­тан­тов по брен­дин­гу в раз­ные го­ды я слы­шу, по су­ти, од­но и то же: в на­шей стра­не нет ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции, нет ви­зу­аль­но­го брен­дин­га — есть толь­ко «фир­мен­ный стиль». Мой фир­мен­ный стиль — ру­баш­ка в по­ло­соч­ку. А мой — все крас­ное! А мой — вот, как у не­го… Срав­ни­те зву­ча­ние сло­во­со­че­та­ний «Фир­мен­ный стиль» и «Си­с­те­ма стан­дар­тов ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции брен­да». Есть раз­ни­ца? Пер­вое — ди­зай­нер­ский «финт уша­ми», стиль но­вой кол­лек­ции — пла­тья из му­сор-­ ных па­ке­тов. Вто­рое — дек­ла­ра­ция си­с­те­мы стан­дар­тов, пра­вил, норм, ог­ра­ни­че­ний и при­емов. Не ме­нее «ма­тер­ным» ста­ло нын­че и сло­во «бренд­бук». На­рав­не со сло­вом «бренд» — это тер­мин, ко­то­рый объ­яс­ня­ет пораз­но­му каж­дый, кто его ис­поль­зу­ет. Сло­вом «бренд­бук» ча­с­то обоз­на­ча­ют все на све­те. В Ук­ра­и­не, на­при­мер — ни­ко­му не нуж­ный сбор­ник ори­ги­налма­ке­тов и две стра­ни­цы «блабла» от ав­то­ров. За ру­бе­жом — «кни­гу брен­да» — мно­го тек­с­та про сущ­ность брен­да, его вну­т­рен­нюю идею, под­ход к кре­а­тив­ной ра­бо­те, ха­рак­тер гра­фи­ки и ком­му­ни­ка­ций, оформ­лен­ную рас­кра­си­вы­ми кар­тин­ка­ми. Аль­тер­на­ти­ву это­му тер­ми­ну бо­ят­ся при­ме­нять са­ми раз­ра­бот­чи­ки — ру­ко­вод­ство по вне­дре­нию СВИ, ру­ко­вод­ство по ви­зу­а­ли­за­ции брен­да для ди­зай­не­ров — по­нят­но, что это се­рь­ез­ные до­ку­мен­ты, на­пи­са­ние ко­то­рых тре­бу­ет не мень­ше уси­лий, чем на­пи­са­ние хо­ро­ше­го учеб­ни­ка. По­нят­но, что это ни­как нель­зя сде­лать за 5 000 грн. Но ры­нок тре­бу­ет до­ступ­ных цен… Ко­нец эпо­хи ло­го­ти­паВсе ча­ще ло­го­тип те­ря­ет свою роль в иден­ти­фи­ка­ции брен­да. Все боль­ше за­дач воз­ни­ка­ет в сфе­рах, где ло­го­тип в чи­с­том ви­де встре­ча­ет­ся в ком­му­ни­ка­ции край­не ред­ко. Да, по тра­ди­ции, гра­ни­ча­щей с ри­ту­а­лом, его ста­вят в уго­лоч­ке или на об­рат­ной сто­ро­не ли­с­тов­ки, он ви­сит в пра­вом уг­лу ви­део­ро­ли­ка, в ниж­ней стро­ке биллбор­да — ма­лень­кий, все­ми за­бы­тый, не­нуж­ный. Для по­тре­би­тель­ских то­ва­ров он по­чти ут­ра­тил свой смысл — бренд, саб­брен­ды, сат­те­ли­ты, ге­не­ри­ки — по пять зна­ков на од­ну упа­ков­ку, по сто — на од­ну пол­ку в су­пер­мар­ке­те. Лю­бой спе­ци­а­лист по FMCGбрен­дин­гу ска­жет вам, что по­тре­би­тель дав­но вос­при­ни­ма­ет упа­ков­ку про­дук­та це­ли­ком двухцве­то­вым пят­ном. Не­ко­то­рые го­респе­ци­а­ли­с­ты по­это­му да­же ста­ли на­зы­вать упа­ков­ку то­ва­ра ком­би­ни­ро­ван­ным то­вар­ным зна­ком… Эпо­ха чи­с­то­го зна­ка про­хо­дит стре­ми­тель­но. Ста­ра­ясь спа­с­ти ста­ро­го дру­га, ди­зай­не­ры на­ве­ши­ва­ют на не­го стек­лян­ные эф­фек­ты, бли­ки, те­ни, гра­ди­ен­ты — ста­ра­ясь про­длить ему жизнь. Да­же ги­гант Apple не из­бе­жал этой уча­с­ти, под­твер­ждая из­ве­ст­ный те­зис о том, что, со­здан­ный се­год­ня, этот ло­го­тип бы не ра­бо­тал… Брен­динг предъ­яв­ля­ет к ло­го­ти­пам но­во­го по­ко­ле­ния дру­гие тре­бо­ва­ния — пла­с­тич­ность, ес­те­с­т­вен­ная ди­на­мич­ность (всем уже на­до­ела на­ду­ман­ная ани­ма­ция в ло­го­ти­пах, в ко­то­рых она не пред­ус­мо­т­ре­на, но и без ди­на­ми­ки се­год­ня не обой­тись), удоб­ство под­строй­ки под лю­бую ком­по­зи­цию, без по­те­ри ро­ли зна­ка в ней… Ло­го­тип но­во­го по­ко­ле­ния — это не­отъ­ем­ле­мая часть СВИ. Он — со­в­сем дру­гой. Он мо­жет быть трех­мер­ным, мно­го­цвет­ным, мо­жет быть про­ек­ци­ей не­су­ще­с­т­ву­ю­щей фи­гу­ры, то­по­ло­ги­че­с­ким па­ра­док­сом, об­щее толь­ко в од­ном — он лег­ко за­пе­чат­ле­ва­ет­ся, уз­на­ет­ся и не вы­гля­дит лиш­ним.Сквоз­ная си­с­те­ма ви­зу­аль­нойиден­ти­фи­ка­ции -что это?Мы ча­с­то го­во­рим сквоз­ная, ин­те­г­раль­ная си­с­те­ма ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции брен­да, но что это зна­чит на прак­ти­ке? В об­щемто, все про­сто — сквоз­ная ай­ден­ти­ка яв­ля­ет­ся все­про­ни­ка­ю­щей: она пла­с­тич­на, лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся для нужд лю­бо­го ви­зу­а­ла, об­ра­ще­ния. До­ста­точ­ная и из­бы­точ­ная си­с­те­ма об­ра­зов и пра­вил, ко­то­рая не вы­тес­ня­ет смыс­ла, но и не те­ря­ет­ся са­ма. Что­бы луч­ше по­нять, что это зна­чит, да­вай­те рас­смо­т­рим ти­пич­ные ошиб­ки. Вер­ный при­знак «фир­мен­но­го сти­ля» вме­с­то СВИ — это ко­г­да все, что мо­жет сде­лать ди­зай­нер, — «вле­пить» ло­го­тип на весь лист, под об­рез или сдуб­ли­ро­вать его, сде­лав «вод­ным зна­ком». Дваж­ды или да­же триж­ды по­вто­рен­ный ло­го­тип не улуч­шит вос­при­ятие брен­да. Фир­мен­ный цвет и фир­мен­ный блок (бес­плат­ные при­ло­же­ния к «не ме­нее фир­мен­но­му» сти­лю) — бич ро­да ди­зай­нер­ско­го… Со­брать в ус­той­чи­вую ком­по­зи­цию ло­го, ад­ре­са с те­ле­фо­ном, ка­куюни­будь по­ло­соч­ку с рю­ши­ком и на­бро­сать на все ма­ке­ты. Ctrl+C, Ctrl+V — про­сто, удоб­но, фир­мен­но, стиль­но… По­мо­га­ет ли это со­зда­нию ус­той­чи­вой си­с­те­мы иден­ти­фи­ка­ции — вряд ли… По­доб­ный блок по­тре­би­тель мгно­вен­но учит­ся иг­но­ри­ро­вать — се­лек­тив­ный фильтр, бе­лое пят­но на сет­чат­ке гла­за, ес­ли хо­ти­те. Та же ис­то­рия о хо­ро­шо из­ве­ст­ном в ди­зай­нер­ских кру­гах сти­ле «ло­го в ле­вом уг­лу».Каж­дый ди­зай­нер ра­но или позд­но по­сти­га­ет ве­ли­кое Дао — он за­ли­ва­ет весь лист крас­ным цве­том и ста­вит на нем ма­лень­кое бе­лое ло­го, или за­ли­ва­ет лист зе­ле­ным цве­том — а ло­го де­ла­ет зо­ло­тым. Вы­гля­дит не­пе­ре­да­ва­е­мо кру­то: ла­ко­нич­но, вы­дер­жан­но, стиль­но. Да­же кли­ент не мо­жет сдер­жать свое «а-а-а-х»… Толь­ко вот один под­вох — фир­мен­но­го цве­та, да­же ко­г­да его очень мно­го, не­до­ста­точ­но для иден­ти­фи­ка­ции — вы­де­лить­ся он не по­зво­ля­ет. На­обо­рот, при­от­кры­ва­ет пли­ту над брат­ской мо­ги­лой оди­на­ко­вых жертв «фир­мен­но­го от­сут­ствия сти­ля». Од­на из важ­ней­ших за­дач со­вре­мен­ной СВИ — сде­лать все ее эле­мен­ты, на­чи­ная от ло­го, ос­мыс­лен­ны­ми и при­ме­ни­мы­ми. Си­ту­а­ция, ко­г­да знак дол­жен быть боль­шим и глав­ным в ком­по­зи­ции, а ина­че он не ну­жен и его не вид­но, не долж­на воз­ни­кать в прин­ци­пе. Так­же и с вто­рич­ны­ми эле­мен­та­ми — им не ме­с­то на за­двор­ках ком­по­зи­ции. Я на­зы­ваю это «ор­га­нич­но­с­тью си­с­те­мы». За­да­ча СВИ — иден­ти­фи­ка­ция со­об­ще­ния, мо­мен­таль­ное, под­со­зна­тель­ное, без­оши­боч­ное оп­ре­де­ле­ние при­над­леж­но­с­ти со­об­ще­ния, ма­ке­та, но­си­те­ля к кон­крет­но­му брен­ду. Имен­но по­это­му лю­бое со­об­ще­ние, лю­бой ви­зу­ал дол­жен бо­лее чем на 50% со­сто­ять из эле­мен­тов си­с­те­мы иден­ти­фи­ка­ции. Пер­вич­ные и вто­рич­ные эле­мен­ты, ха­рак­тер­ные при­зна­ки в вер­ст­ке и шриф­тах, цве­то­вая до­ми­нан­та. В дви­же­нии у по­тре­би­те­ля есть 5 се­кунд на то, что­бы счи­тать при­над­леж­ность об­ра­ще­ния — что яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ля­ю­щим в при­ня­тии ре­ше­ния о том, ин­те­рес­но ли это ему. Имен­но за счет мо­мен­таль­но­го счи­ты­ва­ния при­над­леж­но­с­ти ра­бо­та­ет СВИ в сре­зе дол­го­сроч­но­го брен­дин­го­во­го эф­фек­та и эф­фек­та за­пе­чат­ле­ния. Не­за­ви­си­мо от то­го, ин­те­ре­су­ет ли ре­с­пон­ден­та со­об­ще­ние — он вспо­ми­на­ет о мар­ке. Бренд пер­вич­нее су­ти дроб­ных ком­му­ни­ка­ций. Чем глуб­же про­ник­но­ве­ние в суть пер­вич­ных со­став­ля­ю­щих ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции — тем луч­ше. Чем боль­ше про­стых эле­мен­тов в ма­ке­те или ро­ли­ке го­во­рит о брен­де — тем зна­чи­мее по­бе­да ди­зай­не­ров. Се­год­ня не­ле­по го­во­рить о СВИ, ко­то­рая не опи­сы­ва­ет и не про­ни­ка­ет в ди­зайн сай­та, ви­деорек­ла­му и пре­зен­та­ци­он­ный кон­тент. Ре­ши­тель­ное "нет" хи­ро­ман­тииХи­ро­ман­тия — это та­кая на­ука о чте­нии ли­ний на ру­ках. Вро­де как на ру­ках че­ло­ве­ка на­пи­са­но все про­шлое, бу­ду­щее, все бо­лез­ни… Та­кую же хи­ро­ман­тию рас­ска­зы­ва­ют го­ре-мар­ке­то­ло­ги и го­ре-ди­зай­не­ры о сво­их ло­го­ти­пах — эта ли­ния сим­во­ли­зи­ру­ет рост, это пят­но — на­ши стрем­ле­ния, а чай­ка — на­ме­ка­ет на воз­вы­шен­ность на­ме­ре­ний… Зна­ко­мо? Уяс­ни­те се­бе — по­тре­би­тель не хо­чет «чи­тать» ваш ло­го­тип. Он не со­би­ра­ет­ся га­дать по не­му, пред­ска­зы­вать судь­бу и вы­чис­лять мис­сию ва­ше­го биз­не­са. В об­щемто, он не очень хо­чет да­же чи­тать ва­шу рек­лам­ную по­ли­гра­фию, но уж ло­го­тип… Уволь­те! За­да­ча СВИ не в том, что­бы объ­яс­нять смысл ло­го­ти­па. Ло­го­тип ма­га­зи­на ке­ра­ми­че­с­кой плит­ки дол­жен чтото го­во­рить о ма­га­зи­не, без ви­део­ря­да, без ти­т­ров? Нет! Смысл ло­го — за­по­мнить­ся и вы­звать ас­со­ци­а­ции, свя­зан­ные с ма­га­зи­ном! Вы­де­лить ма­га­зин из об­ще­го по­то­ка, свя­зать с оп­ре­де­лен­ны­ми эмо­ци­я­ми. Лег­ко до­га­дать­ся, что изо­бра­же­ние те­ле­фо­на в ло­го­ти­пе не по­мо­жет лег­кой иден­ти­фи­ка­ции те­ле­фон­ной ком­па­нии про­сто по­то­му, что при­над­леж­ность ло­го­ти­па иден­ти­фи­ци­ру­ет титр «Те­ле­фон­ная ком­па­ния Урал­те­ле­ком», на­при­мер. А ес­ли в рек­ла­ме, блан­ках и бор­дах не бу­дет ти­т­ра — это ог­ром­ная ошиб­ка. Swisscom иден­ти­фи­ка­ция брен­да — Moving Brands.От­кры­тый для фан­та­зииКон­сер­ва­тизм в под­хо­дах к иден­ти­фи­ка­ции уже по­ро­дил тра­ди­ци­он­ную проб­ле­му — по­мним рек­ла­му, но не по­мним, что рек­ла­ми­ро­ва­лось. Все де­ло в том, что вну­т­ри си­с­те­мы ви­зу­аль­ных стан­дар­тов ча­ще все­го нет ме­с­та для фан­та­зии. Все, что мо­жет сде­лать ди­зай­нер по этим гай­длай­нам — по­ве­сить лен­точ­ку свер­ху и по­ло­соч­ку сни­зу. Этим по­тре­би­те­ля не за­це­пишь, и по­это­му ос­нов­ное дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся как раз меж­ду сти­ле­о­б­ра­зу­ю­щи­ми эле­мен­та­ми, от­од­ви­гая их на вто­рой и да­же тре­тий план — так лю­ди при­вы­ка­ют не за­ме­чать брен­да за об­ра­ще­ни­ем… Один из пер­вых про­ры­вов на на­шем рын­ке со­вер­ши­ли бри­тан­цы Wollf&Oliins и их ай­ден­ти­ка Би­лай­на. Пре­дель­но про­сто. Чер­ные и жел­тые по­ло­сы, но не вни­зу или ввер­ху ма­ке­та и да­же не во­круг букв — вез­де! На пред­ме­тах, в ви­део, на сай­те, вну­т­ри ими­джей, в ло­го­ти­пе… Сквоз­ная си­с­те­ма, все­про­ни­ка­ю­щие ви­зу­аль­ные при­зна­ки брен­да. Мы ожи­да­ли вол­ны по­дра­жа­те­лей, но ни­че­го по­доб­но­го не слу­чи­лось. Бренд Би­лайн ос­та­ет­ся уз­на­ва­е­мым вот уже 5 лет. Ана­ло­гич­ная ис­то­рия про­изо­шла и со скан­даль­но из­ве­ст­ным ре­б­рен­дин­гом UMC в МТС. Бы­с­т­ро осоз­нав ошиб­ки на эта­пе вы­во­да брен­да и ус­т­ра­нив «яич­ный» ак­цент из ком­му­ни­ка­ции и фи­ло­со­фии, МТС стре­ми­тель­но на­брал обо­ро­ты и сей­час име­ет иде­аль­ную уз­на­ва­е­мость. Оба этих при­ме­ра хре­с­то­ма­тий­ны, по­то­му что со­зда­те­ли этих си­с­тем иден­ти­фи­ка­ции не за­бы­ли о про­сто­ре для фан­та­зии. Учим­ся по­ни­мать кли­ен­таКли­ент или по­тре­би­тель — пер­вая скрип­ка в лю­бом мар­ке­тин­го­вом ор­ке­с­т­ре. Все уси­лия на­прав­ле­ны на не­го. На дво­ре XXI век, и сто­ит по­мнить, что еще до на­ча­ла ра­бот над иден­тич­но­с­тью брен­да нуж­но по­ни­мать, где по­тре­би­те­лю пред­сто­ит встре­чать­ся с на­ши­ми тру­да­ми ча­ще все­го. Ведь ес­ли это ма­лень­кий ма­га­зин­чик, то вы­ве­с­ка, та­ра, цен­ни­ки, па­ке­ты — ог­ра­ни­че­ны в раз­ме­рах и вы­раз­итель­ных сред­ствах. Ес­ли биз­нес — это юри­ди­че­с­кая кон­то­ра, то жить ло­го­ти­пу толь­ко на ви­зит­ках да на блан­ках с пап­ка­ми, ти­хо и не­за­мет­но. А ес­ли круп­ная сеть су­пер­мар­ке­тов — то кто уви­дит ее ви­зит­ки и блан­ки? Биллбор­ды, ви­део, ин­тер­нет, пар­ти­зан­ские ме­диа, ин­те­рь­ер и экс­те­рь­ер, си­с­те­ма на­ви­га­ции и кор­по­ра­тив­ный жур­нал — со­зда­ю­щие ог­ром­ный про­стор, ко­то­рым мы обя­за­ны вос­поль­зо­вать­ся. Ес­ли ре­с­то­ран — ме­ню, ин­те­рь­е­ры, от­крыт­ки, фир­мен­ная одеж­да, на­руж­ная рек­ла­ма. Все ча­ще воз­ни­ка­ют за­да­чи, ко­г­да тра­ди­ци­он­ный, мо­но­хром­ный ло­го­тип не ну­жен в прин­ци­пе. На­при­мер, биз­нес ве­дет­ся в online-сре­де — это ин­фор­ма­ци­он­ный пор­тал — со­ци­аль­ная сеть. Рек­ла­ма толь­ко по ТВ и на rich-media в се­ти, блан­ки толь­ко элек­трон­ные для от­прав­ки по e-mail. Фан­та­с­ти­ка? Ре­аль­ность! По­ни­мать по­тре­би­те­ля — это зна­чит не толь­ко знать и ис­поль­зо­вать то, где мы столк­нем­ся с ним. Это, в пер­вую оче­редь, по­ни­мать, что он хо­чет уви­деть. Ес­ли ему не ну­жен ваш ло­го­тип и стиль, ес­ли вы — луч­шая в го­ро­де ком­па­ния по по­ис­ко­вой оп­ти­ми­за­ции сай­та, на­при­мер, вам со­вер­шен­но ни к че­му да­вать рек­ла­му, ва­ши кли­ен­ты при­хо­дят по ре­ко­мен­да­ции — вам не нуж­на ни­ка­кая си­с­те­ма ай­ден­ти­ки. ва­ша иден­тич­ность — это вы са­ми! Впол­не мож­но ог­ра­ни­чить­ся кра­си­вой над­пи­сью на ви­зит­ках и блан­ках ком­мер­че­с­ких пред­ло­же­ний…Вме­с­то эпи­ло­гаПод­ход к иден­ти­фи­ка­ции, ко­то­рый на­ме­рен­но пре­воз­не­сен в дан­ной ста­тье, ко­неч­но, не яв­ля­ет­ся па­на­це­ей. Од­на­ко ав­тор уве­рен в том, что вре­мя пе­ре­хо­да на эти рель­сы уже при­шло. От­дель­ной стро­кой хо­чу из­ви­нить­ся пе­ред те­ми ав­то­ра­ми, чьи ра­бо­ты в дан­ной ста­тье при­ве­де­ны, как не­га­тив­ные при­ме­ры. Как го­во­рит­ся, от­не­си­тесь к это­му как к од­ной из то­чек зре­ния. Ярос­лав Тро­фи­мов, Ос­но­ва­тель и ху­до­же­с­т­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Inspire advertising

Расскажите друзьям про новость