Собрать, понять, монетизировать: как работать и повысить продажи с помощью собственной даты
18 Апр 2019, 08:19

Собрать, понять, монетизировать: как работать и повысить продажи с помощью собственной даты

CEO Amplifi Ukraine Юлия Карпушина о самом ценном ресурсе для бизнеса цифрового века

Во всем мире прирост инвестиций в покупку данных огромен. В частности, в США в 2018 году доля затрат на закупку даты и технологии ее активации составила порядка 10% от всего медиапирога, и это на 17% больше, чем в 2017 году. Данные позволяют прицельно таргетировать коммуникацию на высокопотенциальных потребителей: слышать их реальные нужды и транслировать решение этих нужд. То есть, с помощью даты возможно решать классические маркетинговые задачи, но с большей результативностью. А степень результативности напрямую зависит от верно выстроенной работы трех фаз – сбора, обработки и монетизации даты.

Юлия Карпушина
СЕО Amplifi

Сбор данных: что и как собирать

Существует глобальная классификация, согласно которой data делится на 1st party, 2nd party и 3rd party data. 

1st party data – это данные, которые приходят прямиком от пользователей товара / услуги – ваших потребителей: все то, что обычно составляет ядро клиентских CRM-систем. Собираются они в ходе взаимодействия с сайтом / страницами соцсетей клиента, включая совершаемые пользователями транзакции; через онлайн и офлайн опросники; а также различные пользовательские регистрации, в которых лояльные потребители обычно оставляют достаточно много интересной информации. 1st party data – самый ценный и достоверный кластер данных, а единственный ее недостаток – ограниченное количество потребителей. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Чтобы увеличивать свою потенциальную целевую аудиторию, клиенты покупают больший кластер данных – 2nd party data. Иными словами, это 1st party data других клиентов со схожей целевой аудиторией. Сюда также относятся результаты предыдущих рекламных кампаний и поведение пользователей на других сайтах и социальных сетях. 

Если необходимо получить максимальное количество информации, значительно прирастить бизнес, следует покупать 3rd party data. Это огромные массивы данных, агрегированные по определенным параметрам: интересы аудитории, поведенческие паттерны, демографические признаки. В западных странах 3rd party data обычно продают специализированные компании. Если говорить об украинском рынке, у нас 3rd party data получается в результате интеграции 1st и 2nd party data. Такие данные технически могут предоставлять только те компании, которые развивают у себя data-юниты и разворачивают технологии работы с датой, а также некоторые селлеры. 

Массивы собираемых данных настолько огромны и многомерны, что не поддаются обработке в Excel даже самыми опытными специалистами по макросам. Поэтому разработаны технологические решения – DMP или Data Management Platform, которые позволяют систематизировать данные, фрагментировать и сегментировать по разным наборам признаков. Это дорогая технология, и обычно клиенты выбирают два пути. В единичных случаях крупные компании позволяют себе вложить деньги в построение собственной DMP, что требует значительных финансовых и временных инвестиций. Поэтому более распространенный путь – использовать зарекомендовавшую себя на рынке работающую технологию от серьезных компаний.

Данные необходимо собирать в рамках действующего законодательства. Громкие скандалы и расследования на глобальной политической сцене за последние несколько лет – непредсказуемые результаты выборов в США, утечка данных из Facebook, Brexit – заставили европейских чиновников крепко задуматься о путях противодействия манипуляциям людьми на основании собранной о них информации. В результате – в мае прошлого года ЕС принял закон General Data Protection Regulation (GDPR), защищающий пользователей от несогласованной передачи их персональных данных третьим компаниям. Теперь любая компания, которая зарегистрирована в ЕС или продает товары / услуги европейским пользователям, обязана на главной странице своего сайта разместить пользовательское соглашение (Concent Tool). Consent Tool запрашивает у посетителей сайтов разрешение передавать их данные (cookies) перечисленным в списке компаниям с указанием целей получения и обработки. За нарушение этих правил предусмотрены огромные штрафы. Например, в феврале 2019 года сеть потряс скандал, когда Франция выставила компании Google штраф в размере 50 миллионов евро за нарушение GDPR, продемонстрировав, как важно компаниям четко следовать GDPR, независимо от статуса и мощи. 

И, конечно, полезно помнить, что за веселыми опросами а-ля «каким престолом я управлял в прошлой жизни» и #10YearsChallenge обычно стоит совершенно прагматичная цель: неявно собрать о нас как можно больше данных. Думаем 🙂

Правильная работа с данными

Триллионы байт данных без четкого понимания, что с ними делать, не имеют ценности. Новая нефть – полезная информация, агрегированная по определенным параметрам, появляется в результате правильной работы с данными. Здесь требуются совершенно особые скиллы, на стыке IT и социологии, которыми чаще всего не владеют люди с маркетинговым образованием. В индустрию пришли data-саентисты. Эти ребята – интроверты (часто встречающийся, но не обязательный тип личности среди них), используют инструменты Machine Learning, статистические и социологические методы для построения на основании собранных данных сегментов и моделей под разнообразные бизнес-задачи. 

Будущее рекламы – за сегментацией людей по интересам и по паттернам поведения. Демография устарела или как минимум отошла на второй план. Благодаря такому подходу возможен поиск и подбор людей с конкретными интересами, которым можно помочь узнать, как закрыть потребности. Здесь работает более точное таргетирование конечного пользователя и более глубокая персонализация сообщений, подбор разных месседжей для разных интересов, срезов и этапов потребностей. Потребитель, нужды которого регулярно удовлетворяют, = лояльный потребитель. 

Ну, и дополнительное преимущество, выдаваемое data-science при анализе поведения отдельных cookies, – fraud-фильтр. «Не человеческое» поведение на сайтах отсекает куку от включения в сегмент при прочих удовлетворяющих описание сегмента параметрах. Идет сбор сегментов живых людей.

Как монетизировать дату

Работа с данными решает две крупные задачи рекламодателя: привлечение новых клиентов и / или удержание текущих. В первом случае – это классическая задача построения знания среди типовых аудиторий и расширение их путем подбора людей с похожими поведенческими паттернами и интересами. Для удержания текущих клиентов и мотивации их на повторную покупку необходимы данные о потребителях из клиентских CRM. 

Как работает экосистема даты? Часть технологий находится на стороне агентства, часть – на стороне селлера. В Amplifi DMP на базе Admixer Technologies под конкретные задачи формируются актуальные сегменты аудиторий с использованием разработанных агентством технологий семантического анализа интересов пользователей и отсечением спорных cookies. Сформированные сегменты обогащаются при возможности клиента, данными из клиентского CRM.

Обогащенные сегменты подгружаются в систему продавца. В работе Amplifi это Admixer TradeDesk – украинская programmatic-платформа, где покупается размещение, таргетированное исключительно на интересующие аудиторные сегменты. Кроме того, в процессе размещения агентство расширяет сегменты аудиторией со схожими интересами и паттернами поведения. На выходе клиенты получают более результативную коммуникацию со своими текущими и потенциальными потребителями и в качестве вишенки – обогащение данными рекламной кампании CRM.

Важно: при работе с клиентскими базами данных агентство получает обезличенную информацию, не содержащую имена, фамилии, адреса, паспортные данные и прочие ценные подробности. Мы используем только e-mail и телефоны, которые конвертируются в cookies, а далее – в людей с определенными поведенческими признаками и интересами. В желанных потребителей. 

Data работает. Но плохая новость в том, что организация всей инфраструктуры работы с данными – сложный процесс, требующий качественных человеческих, временных и финансовых инвестиций. Хорошая же новость, что на рынке уже появляются компании, которые могут использовать данные для роста вашего бизнеса.

Расскажите друзьям про новость