СЕО Екатерина Осадчук и команда INDIGO Tech Recruiters провели второй ежегодный обзор заработных плат для C-level в IT.
Большинство участников нашего опроса (79,31%) работают в компаниях, основанных в Украине.
![Страна основания компании, в которой работают опрошенные CMO](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_companycountryfounded-1024x724.png)
![Страна основания компании, в которой работают опрошенные CMO](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_companycountryfounded-1024x724.png)
Рис. 1. Страна основания компании, в которой работают опрошенные CMO.
Практически в равных долях представлены кандидаты из малых, средних и крупных компаний (речь о количестве сотрудников).
![Количество сотрудников в компании, где работают опрошенные директора по маркетингу](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_companyemployedpeople-1024x724.png)
![Количество сотрудников в компании, где работают опрошенные директора по маркетингу](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_companyemployedpeople-1024x724.png)
Рис. 2. Количество сотрудников в компании, где работают опрошенные директора по маркетингу.
Большинство участников опроса работают в продуктовых IT-компаниях.
![Процент участников опроса из аутсорсинговых, аутстаффинговых и продуктовых компаний](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_companytype-1024x724.png)
![Процент участников опроса из аутсорсинговых, аутстаффинговых и продуктовых компаний](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_companytype-1024x724.png)
Рис.3 Процент участников опроса из аутсорсинговых, аутстаффинговых и продуктовых компаний.
Большинство СMО зарабатывают $3000. В целом, вилка от $1360 до $5100. Было несколько маркетдиров с зарплатой $6000 и $8000, как и те, кто получает $960-$1100 — они попали в 10% верхнего и нижнего значения выборки и поэтому были обрезаны как те, кто выпадает из общей статистики или статистически маловероятные.
![Общая вилка вознаграждения CMO (зарплата плюс бонусы)](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/common-cmo-reward-plug.png)
![Общая вилка вознаграждения CMO (зарплата плюс бонусы)](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/common-cmo-reward-plug.png)
Рис.4 Общая вилка вознаграждения CMO (зарплата плюс бонусы).
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА УРОВЕНЬ ЗАРПЛАТЫ СMО
Уровень зарплаты СMО связан с самыми различными факторами.
Хотим обратить внимание на то, что пункты, по которым мы получили менее 4-х ответов, были исключены, так как не могут быть достаточно валидны для принятия решений.
Так, например, если только 4 СMО ответили, что работают в компании от 5 до 6 лет, мы исключали эти цифры, как недостаточно показательные и принимали к сведению только те, где 5 и более ответов.
На рисунке эти данные отображены в виде плоской черты (в таблицах они просто не указаны).
![Зависимость вознаграждения от количества лет работы в компании](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/dependence-of-cmo-remuneration-on-the-number-of-years-of-work-in-the-company.png)
![Зависимость вознаграждения от количества лет работы в компании](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/dependence-of-cmo-remuneration-on-the-number-of-years-of-work-in-the-company.png)
Рис.5. Корреляция вознаграждения маркетингового директора и количества лет работы в компании.
Цифры показывают, что если СМО работает в компании от года до трех лет, то в уровне зарплаты таких специалистов нет значительной разницы. У СМО, которые работают в компании 4-5 лет, вилка несколько выше — от $2500 до $6000, на медиане $4000.
Интересно, что СМО — единственная роль в серии наших обзоров зарплат C-level, где на медиане сотрудники возрастом до 30 лет имеют доход выше ($3000), чем после 31 года. Хотя в возрасте от 31 года верхняя вилка зарплаты на $1000 выше — $5800.
![Взаимосвязь вознаграждения и возраста СMО](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-between-remuneration-and-age-of-cmo.png)
![Взаимосвязь вознаграждения и возраста СMО](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-between-remuneration-and-age-of-cmo.png)
Рис. 6. Взаимосвязь вознаграждения и возраста СMО.
Возраст компании не значительно влияет на уровень оплаты СМО. Хотя на медиане СМО, которые работают в компаниях, основанных свыше 5 и 10 лет назад, оплата $3000-$3500. В тоже время и в компаниях возрастом 1-3 года вилка оплаты довольно высокая — до $5600.
![Связь вознаграждения маркетингового директора и возраста компании](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/the-relationship-between-the-remuneration-of-the-marketing-director-and-the-age-of-the-company.png)
![Связь вознаграждения маркетингового директора и возраста компании](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/the-relationship-between-the-remuneration-of-the-marketing-director-and-the-age-of-the-company.png)
Рис. 7. Связь вознаграждения маркетингового директора и возраста компании.
Уровень оплаты растет с количеством сотрудников, работающих в компании.
![Медиана вознаграждения маркетингового директора от количества сотрудников в компании](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/the-median-remuneration-of-a-marketing-director.png)
![Медиана вознаграждения маркетингового директора от количества сотрудников в компании](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/the-median-remuneration-of-a-marketing-director.png)
Рис. 8. Медиана вознаграждения маркетингового директора от количества сотрудников в компании.
![Связь вознаграждения директора по маркетингу с количеством его подчиненных](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/the-relationship-between-the-remuneration-of-the-marketing-director-and-the-number-of-his-subordinates.png)
![Связь вознаграждения директора по маркетингу с количеством его подчиненных](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/the-relationship-between-the-remuneration-of-the-marketing-director-and-the-number-of-his-subordinates.png)
Рис. 9. Связь вознаграждения директора по маркетингу с количеством его подчиненных.
У СМО, имеющих бонусную часть в структуре оплаты, доход выше — $4000 на медиане против $2000 у тех, кто получает только ставку.
![Взаимосвязь вознаграждения СМО от формы оплаты — только фиксированная часть или фикс + бонус](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-of-cmo-remuneration-from-the-form-of-payment.png)
![Взаимосвязь вознаграждения СМО от формы оплаты — только фиксированная часть или фикс + бонус](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-of-cmo-remuneration-from-the-form-of-payment.png)
Рис. 10. Взаимосвязь вознаграждения СМО от формы оплаты — только фиксированная часть или фикс + бонус.
Показательны данные по уровню удовлетворенностью работой сотрудников в связи с их заработной платой. СМО с вилкой зарплаты $2000-$5800 более удовлетворены своей работой, чем те, кто зарабатывает от $750 до $3900.
![Взаимосвязь удовлетворенности СМО работой и уровня его вознаграждения](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-between-cmo-job-satisfaction-and-the-level-of-his-remuneration.png)
![Взаимосвязь удовлетворенности СМО работой и уровня его вознаграждения](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-between-cmo-job-satisfaction-and-the-level-of-his-remuneration.png)
Рис. 11. Взаимосвязь удовлетворенности СМО работой и уровня его вознаграждения.
Но есть и те, кто неудовлетворен своей работой, получая $4000. Поэтому мы проанализировали дополнительные факторы мотивации, демотивации и некоторые условия работы маркетинговых директоров.
KPI, ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ И ДЕМОТИВАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ДИРЕКТОРОВ В УКРАИНСКОМ IT
![Взаимосвязь удовлетворенности работой и уровня вознаграждения СМО (блокспот, с учетом данных, где было меньше 4х ответов)](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-between-job-satisfaction-and-the-level-of-cmo-remuneration.png)
![Взаимосвязь удовлетворенности работой и уровня вознаграждения СМО (блокспот, с учетом данных, где было меньше 4х ответов)](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/relationship-between-job-satisfaction-and-the-level-of-cmo-remuneration.png)
Рис. 12. Взаимосвязь удовлетворенности работой и уровня вознаграждения СМО (блокспот, с учетом данных, где было меньше 4-х ответов).
Для сотрудников на данной должности особенно важны свобода в принятии решений и их имплементации (72,41%), а также профессиональное развитие (по 68,97%). На третьем месте — культура доверия в компании (55,17%). Уровень зарплаты занимает 4-е место в факторах мотивации (51,72%).
Рис.13. Факторы мотивации СMО (кликните на график для увеличения).
Демотивируют, прежде всего, низкий бонус или его отсутствие (51,72%), недостаточный уровень зарплаты (48,28%) и в одинаковой мере (44,83%) — недостаток баланса работа-жизнь и недостаток свободы в принятии решений и их внедрении.
Рис.14. Факторы демотивации СMО (кликните на график для увеличения).
У 37,93% KPI связаны с реализацией планов департамента, у 31,03% с общим доходом компании. Нет KPI у 24,14% опрошенных СМО.
Рис.15. KPI, за которые маркетинговым директорам выплачивают бонус (кликните на график для увеличения).
По 34,48% участников оформлены как ФОП и по КЗоТ. 13,79% никак не оформляют свои отношения с работодателем.
![Форма оформления сотрудничества компаний с СМО](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_cooperationform-1024x724.png)
![Форма оформления сотрудничества компаний с СМО](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_cooperationform-1024x724.png)
Рис.16. Форма оформления сотрудничества компаний с СМО.
И у 72,41% опрошенных оплата привязана к курсу доллара.
![Валюта, к которой привязана выплата вознаграждения маркетинговых директоров](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_currency-1024x724.png)
![Валюта, к которой привязана выплата вознаграждения маркетинговых директоров](https://indigo.co.ua/wp-content/uploads/2020/06/cmo_currency-1024x724.png)
Рис.17. Валюта, к которой привязана выплата вознаграждения маркетинговых директоров.