Брейншторминг, эвакуаторы, закадровый смех: бэкстейдж креативного YouTube-шоу
22 Сен 2023, 10:20

Брейншторминг, эвакуаторы, закадровый смех: бэкстейдж креативного YouTube-шоу

Недавно на YouTube-канале образовательно-развлекательного шоу о придумывании идей ШТОРМНАДО вышел новый выпуск, в котором рекламщики агентства I AM IDEA Игорь Гавруш и Виталий Клименко спасают репутацию эвакуаторов с помощью креативного брейншторма.

Редакция MMR исследовала застройку проекта — расспросили у команды, работающей над созданием шоу, о перезапуске ШТОРМНАДО, его цели и целевой аудитории, критериях выбора тем и героев и продвижении роликов. Также команда эксклюзивно поделилась другими YouTube-каналами, на которые стоит обратить внимание и дала советы, как развивать в себе креативную жилку.

Расскажите об идее создать Штормнадо, которое запустилось еще в 2020 году и возродилось два месяца назад.

Игорь Финашкин
автор шоу, ответственный за подбор гостей и закадровый смех в выпусках 😁

Игорь: Когда я учился в KAMA, нам на лекциях давали много полезной информации о том, как питчить идею клиенту, как придумывать слоганы, как создавать стратегии, как определять архетипы бренда. Но не было лекции именно о взаимодействии людей в одной креативной команде: как эти люди должны общаться между собой во время того, как они придумывают идеи.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

К примеру, когда наша команда в KAMA начинала штормить любую идею, то уже через 15 минут все просто рассыпались, начинали ссориться и перетаскивать на свою сторону. Фактически люди мерялись, чья идея лучше, но нам же нужно было презентовать общую идею именно от команды. Поэтому в команде из 12 участников оставалось два-три человека, которые еще (на удивление) не убили друг друга и могут работать вместе.

Тогда мне пришло в голову, что было бы классно именно для молодых креативщиков, только входящих в профессию, показать, как это делается на примере профессиональных рекламщиков. Как построен процесс взаимодействия между ними и как складывается диалог, как воспринимать критику своей идеи, как они цепляются за мысли друг друга и, дополняя их, придумывают что-то реально классное. С идеей такого шоу я и пришел к Антону.

Антон Полесков
автор шоу, ответственный за придумывание брифов для шоу и подбор гостей
Давать фидбек на чужую идею, вести диалог в здоровом спокойном формате — не менее важный навык, чем умение придумывать креатив или стратегию.

Антон: Игорь учился в KAMA и увидел, что студентов обучают креативным скиллам, но при этом они не умеют работать в команде и общаться между собой. Давать фидбек на чужую идею, вести диалог в здоровом спокойном формате — не менее важный навык, чем умение придумывать креатив или стратегию.

Так и вышло шоу, первый сезон которого создали вместе Vector, IAM IDEA и tvlab.

Катя Синявская
режиссерка и монтажерка выпусков шоу

Катя: Я тогда была режиссеркой монтажа и частью продакшна Tvlab, который верил в меня и то, что я могу больше, поэтому предложил мне в качестве эксперимента попробовать себя как режиссерка «прикольного проекта». Я помогла ребятам разработать формат, предложила свое видение структуры выпуска и картинки, сильно волновалась и потела на первой съемке (с Ильей Янковским и Виталиком Капустяном), но Игорь с Антоном так быстро и много начали меня обнимать, что я расслабилась, и эксперимент удался.

Сейчас над шоу работают 4 человека. Расскажите поподробнее о распределении обязанностей.

Игорь: Я вместе с Антоном — авторы шоу, также присоединяюсь идейно к выбору гостей и придумыванию брифов для выпусков. И мой закадровый смех — это украшение каждого нашего выпуска, посмотрите.

Антон: Мы запускали шоу вместе с Игорем, органично моей главной задачей стала работа над брифами и подбором героев. Также я работаю со всем, что связано с текстами.

Катя: Мне кажется, что на этапе препродакшна все делают все: вместе согласовываем героев, вместе придумываем темы, вместе выбираем, какие глупые часы купить на OLX, чтобы поставить в кадр. На самой съемке я режиссер, на постпродакшне — режиссер монтажа и в каком-то смысле постпродакшн продюсер. В целом я бы не сказала, что у нас есть четко четкое распределение обязанностей, поэтому на всех этапах всегда можно рассчитывать на помощь партнера!

Аня Знамеровская
проектная менеджерка и PR шоу,
коммуникация с гостями и спонсорами

Аня: Я пришла в проект сначала как «человек, отвечающий за пиар», но когда вы небольшой проект, то роли модифицируются в зависимости от потребностей. Сейчас моя роль похожа на проектную менеджерку: выбрать дату съемки, договориться и посмотреть локацию, организовать всех нас в чатике и на съемку, пригласить героев шоу, посчитать затраты и все такое. И конечно — пиар.

Какая основная цель этого шоу? Кто ЦА шоу?

Игорь: Наше шоу имеет две большие цели на разные ЦА:

  • Первая — образовательная, для всех, кто работает непосредственно в креативной индустрии, и им действительно интересно, как построен процесс шторминга между арт-директором и копирайтером. Понять, как найти свою креативную пару для работы.
  • Вторая — развлекательная на широкую аудиторию, которой просто интересно смотреть за процессом. Потому мы специально делаем шоу короткого формата на 20-30 минут и не показываем весь час шторминга. Чтобы это было интересно и легко для восприятия. И это вовлекает людей в процесс шторминга: у нас достаточно комментариев под выпусками, где разные люди пишут свои идеи по решению брифа или дополнения к идеям героев.

Аня: Цель шоу — показать, как придумываются идеи не только креативщиками по профессии, но и людьми не из этой сферы вообще. Потому что, так или иначе, креатив и сочинение идей присутствуют в нашей жизни, и классно, чтобы как можно больше людей могли проявляться через это, пробовать новое и не бояться генерировать свои идеи вслух. А главное — понимать, как это делать, на примере героев нашего шоу.

Всем интересно немножко заглянуть на «кухню», ведь реклама сейчас повсюду.

Катя: Относительно ЦА — вся команда немного боится, что ЦА слишком узка и ограничена украинским креативным сообществом. Мне бы хотелось развеивать этот миф. Например, я не мастер маникюра, но с удовольствием смотрю ТикТоки о гель-лаках. Так почему мастеру маникюра не может быть интересно взглянуть на процесс придумывания креативных идей? Фильм «99 франков» смотрят не только рекламщики, и в целом эта сфера романтизирована людьми, работающими в разных направлениях. Всем интересно немножко заглянуть на «кухню», ведь реклама сейчас повсюду. Особенно когда у каждого второго сейчас свой инста-магазин, так или иначе снимающий и запускающий рекламу в соцсетях.

Как выбираете тему выпуска? Это всегда какая-нибудь трендовая тема?

Антон: Главный критерий при выборе темы — чтобы о ней было интересно говорить. Она может быть контроверсионной, сложной, актуальной или абсолютно без практического применения. В шоу мы хотим показать диалог, и для нас самый плохой сценарий — герои полностью сходятся во мнениях и через 5 минут приходят к наиболее очевидному решению.

Поэтому в начале шоу мы останавливались на брифах, которые никто на самом деле не поставит: реклама ходьбы или киевского метро. В новых сезонах мы начали выбирать темы, которые нам интересно обсудить и решения для которых пока не нашли: как избавиться от российского рэпа в наушниках украинцев, как Украине работать с демографией.

Диалог и ход мыслей нам интересен гораздо больше, чем результат.

Появление «серьезных» тем не означает, что мы полностью отказались от глупых непрактичных идей. Просто вокруг достаточно сложных тем, о которых хочется и говорить активнее и снижать градус напряжения вокруг них из-за юмора (к счастью, наши герои могут подойти к брифам и смешно, и с реальным желанием решить проблему).

Еще хочется добавить то, что мы постоянно говорим героям: никто не ждет, что через час вы решите проблему в брифе и придумаете идею, которая точно сработает. Ваш диалог и ход мыслей нам интересен гораздо больше, чем результат.

Герои — как договариваетесь с ними, насколько это сложно или планируете звать известных людей?

Антон: Мы начинали делать шоу только с креативными парами, работающими в рекламных агентствах. Но действительно креативность — универсальный инструмент, который нужен и в бизнесе, и в работе блогеров, и в политике, и в ремонте BMW. Поэтому мы выходим за рамки приглашения только рекламщиков и будем звать всех, кому приходится придумывать идеи.

При этом специалисты по рекламе по шоу никуда не исчезнут — никогда нельзя забывать, из какого ты района.

Аня: Подбирая героев для шоу нам важно, чтобы они были между собой уже знакомы и им было комфортно целый час общаться. Поэтому часто, приглашая одного героя, мы спрашиваем, с кем бы он/она хотели поштормить, и так формируем очень классные пары (и даже трио!).

Мы планируем звать известных людей: пригласить условного стендап-комика и дать ему бриф для придумывания идеи рекламы. В таком формате аудитория этого человека еще не видела и как сам герой в этом раскроется, непонятно и интересно. А мы делаем все из большого любопытства, поэтому разноплановых героев вы точно у нас увидите (если они придут к нам, конечно 😅).

Промо шоу какие каналы коммуникаций задействуете? Ставите ли видео на промо в YouTube? Если да, какая сейчас доля органических просмотров?

Аня: Первый сезон шоу делался прямо на драйве и из любопытства, без конкретных целей по охвату. Второй сезон мы решили запускать более структурированно и привлекать разные каналы для промо. Мы наполнили и начали вести нашу инсту, а также тестируем короткие видео из выпуска в тикток. Так, наши рилсы в инсте набирают от 3-4 тыс. просмотров, и уже есть первые победы в тиктоке — одно из видео из выпуска «Как отказаться от российской музыки?» залетело на 21 тыс. просмотров только на органике. Антон был очень счастлив!

Конечно, для роста, мы запускаем рекламу в ютуб и инсти, чтобы увеличивать количество подписчиков и просмотров на видео — процент органики непостоянен, поэтому пока нет смысла на него ориентироваться. Пока лучший результат — выпуск на тему «Как вернуть украинцев домой», набравший уже 17 тыс. просмотров на ютуб.

Также рассказываем о себе в СМИ, но это больше партнерских договоренностей на теплых контактах, которые знают о шоу и готовы добавлять это как отдельную новость.

Есть ли у вас международные/украинские бенчмарки, которыми вдохновляетесь?

В целом в шоу их нет, но поскольку его делает команда, то каждый из нас вдохновляется отдельными форматами и шоу. Вот некоторые рекомендации. 

Антон: Я обожаю YouTube и смотрю больше шоу на этой платформе, чем сериалов или фильмов. Очень сдержусь и попытаюсь ограничиться пятью шоу, за которыми слежу:

  • Канал YouTube креаторов Колина и Самира, в котором они исследуют других креаторов на платформе.
  • Канал email-рассылки Morning Brew, в котором комически исследуется серьезный и хмурый мир бизнеса.
  • Канал Амелии, в котором она берет интервью у известных людей, постоянно напоминает, что всегда можно сделать видео еще короче (все ее интервью меньше 10 минут).
  • Cleo Abram вышла из команды медиа Vox и продолжила рассказывать в формате видеоэссе о интересующих ее вещах — от квантовых компьютеров до психоделиков.
  • FirstWeFeast — медиакомпания, которая научилась штамповать успешные YouTube-проекты с главной звездой их портфеля — шоу Hot Ones, которое скоро зайдет на 22 сезон.

Катя: Я подсмотрела ответ Антона, поэтому добавлю от себя, что после 24 февраля очень сложно заставить себя смотреть что-то вне украинского контекста. Но, к счастью, украинский ютуб развивается. Мне очень нравится, как Туча делает свое «Слей шоу», во время просмотра которого есть ощущение, что ты прибежала домой после школы и читаешь журнал «Молоко», только на ютубе. А еще я долго привыкала, не принимала, а, наконец, искренне полюбила как женский, так и мужской «Ебаут». И угадайте, кого вы сможете увидеть уже в следующих выпусках «Штормнадо»?

Назовите 5 причин, почему следует просмотреть выпуски Штормнадо.

  1. Качественный продукт и формат. Мы действительно значительно улучшили качество наших выпусков во втором сезоне: цвет, звук, графика. Выпуски приятно смотреть и не стыдно шерить. И длина ролика 20-30 минут, который идеально подходит для просмотра за завтраком или в пробке в такси.
  2. Понять, что креатив — он всюду. Каждый из наших героев действительно хотел стать стендапером. Они доказывают, что придумывать идеи — это не всегда сидеть за столом и кропотливо писать что-нибудь, пока не получится идеально. Это может быть из-за фана, шуток, приколов. И когда ты воспринимаешь это через такую призму, у тебя получается гораздо лучше.
  3. Возможность быть частью шоу через экран. Можно креативить вместе с нашими героями. Это как смотреть «Первый миллион», когда участник дает правильный ответ, а ты: «Пфф, я тоже сказал еще 15 минут назад!» или придумать свое решение для брифов.
  4. Понимать рынок. Мы приглашаем на шоу героев, так или иначе являющихся лидерами мнений в своих тусовках. Это дает общее понимание того, что сейчас несется в креативной индустрии, какие проекты и бизнесы запускаются, куда все ходят, все слушают, с кем общаются. Неочевидная причина, но действительно очень полезная.
  5. Самая главная причина. Чтобы смотреть за развертыванием романтических отношений Игоря и Антона. Конечно, Игорь уже давно женат и с двумя детьми. Но! Никто не знает, что будет дальше. Поэтому нужно смотреть.

Как развивать в себе креативную жилку? Дайте по небольшому совету от каждого из команды.

Игорь: Я всегда советую пользоваться таким приемом, как «холодильник»: чем больше мы продуктов в этот холодильник положим, тем больше блюд мы сможем приготовить. То есть много пропускать через себя разной информации, напрямую не касающейся рекламы: музыки, фильмов, клипов, изобразительного искусства, театра, общения с разными людьми. Все это о накоплении базы данных, на основе которой вы сможете придумывать идеи.

Все это о накоплении базы данных, на основе которой вы сможете придумывать идеи.

Также в этом вопросе я всегда смотрю на своего пятилетнего сына и стараюсь быть как он. У него нет вообще никаких предубеждений и мыслей о том, можно ли это делать, нельзя ли, можно ли так говорить или нельзя. Потому что дети еще не завернуты в слой социального мнения. Поэтому реализовывать свои идеи гораздо легче, когда меньше думаешь о том, как это правильно или неправильно. Потому что креатив сам по себе — это очень иррациональная штука. Это об эмоциях, и мы должны думать в первую очередь, какие эмоции это вызывает, а не искать логическое объяснение.

Антон: Я подхожу к идеям как к воронке — чем больше сгенерируешь, тем вероятнее всего найдешь что-то существенное. Главное при этом рассказывать их кому-то — в таком пинг-понге идей в большинстве случаев можно прийти к неплохому решению задачи.

Катя: Для меня очень важно отучиться сравнивать себя и свои идеи с другими. Это касается всей жизни, не только креатива, но именно в процессе придумывания идеи я стараюсь оставить оценивание себя на кого-то другого, иначе можно сидеть перед белой страницей очень долго.

Аня: Развивайте «насмотренность». Смотрите тиктоки, читайте телеграмы, листайте инстаграмы, подписывайтесь на ютубы — потребляйте разный контент, не только профессиональный. В моменте вся эта информация вам точно не понадобится (типа «зачем я смотрю, как кто-то чистит бассейны в США или как кто-то собирает грибы в лесу?), но, поверьте, в определенный момент даже это приведет к интересным инсайтам и идеям. Это как отложенный креативный ресурс.

Расскажите друзьям про новость