Несмотря на то, что digital-мир постоянно развивается и появляются новые инструменты и способы продвижения, для многих товаров или услуг сфера SEO-оптимизации остается основным каналом получения новых клиентов.
Поэтому стремительное падение трафика – страшный сон для маркетинг-специалистов или владельцев бизнеса. Какие могут быть причины этого и что делать в таком случае, рассказала Ольга Топал, SEO-специалист в IT-компании Boosta.
Проблемы с трафиком сайта могут оказать негативное влияние на бизнес. Особенно когда ситуация не меняется в течение дней, недель, а то и месяцев. Но как понять, что стало драйвером такой ситуации и чья это вина? В этом материале я поделюсь собственным опытом и представлю несколько советов, которые помогут вам определить, все ли под контролем у ваших SEO-специалистов или, к сожалению, есть проблемы.
ТОП-7 причин падения трафика
1. Google Update
Несколько раз в год Google вносит масштабные изменения в свои алгоритмы, сообщая о них на своем официальном сайте. Эти апдейты происходят и происходили регулярно, однако в последнее время они стали более «агрессивными». В результате большое количество сайтов вообще могут перестать ранжироваться, а все SEO-метрики — «упасть» в разы. Поэтому важно отслеживать изменения и быстро адаптировать под них ваш сайт. Кстати, не обо всех обновлениях Google предупреждает на официальном сайте. Я всегда дополнительно мониторю сайты, где SEO-специалисты делятся своими наблюдениями по изменениям. Один из них — это Search Engine Roundtable.
2. Обновление SEO-инструмента
Все SEO специалисты пользуются инструментами для отслеживания трафика и снятия позиций. Иногда они также претерпевают изменения, будь то Google Analytics или другие. Поэтому я всегда рекомендую дополнительно дважды или трижды проверять, какие именно страницы и по каким ключевым словам «упали» по разным инструментам.
3. Ручные санкции
Если ваш сайт попал под санкции, это очень серьезно. Ручные меры применяют сотрудники Google, когда машинные алгоритмы поисковика обнаруживают подозрительный сигнал по определенным сайтам. Об этом могут также сообщить другие пользователи интернета — путем оставления жалобы. Тогда сайт отправляется на ручную проверку и если опасения специалиста подтвердились, против вашего сайта будут применены меры, целью которых является снижение видимости вашей страницы в поисковой выдаче.
Обычно Google об этом сообщает, отправив вам письмо в Google Search Console. Проверить, получали ли вы такое уведомление можно в личном кабинете. Ниже показана пошаговая инструкция, как это сделать.
4. Активные действия конкурентов против вашего сайта
Список того, что могут делать ваши конкуренты, чтобы «потопить» ваши ресурсы — очень велик. Вот несколько вариантов:
- подклейки плохих дропов на ваш домен;
- закупки со спамными нетематическими анкорами;
- прогон большим количеством дешевых некачественных ссылок;
- закупка на дубле ваших страниц (если это технически неисправлено, этим также могут воспользоваться);
- постоянный парсинг вашего нового контента, его воровство и быстрая индексация у себя на сайте;
- создание копии вашего сайта.
Некоторые из этих вещей совершенно неочевидны и сложно проявляются, поэтому нужно быстро реагировать на падение и отвергать все гипотезы.
5. Взлом сайтов
Это может быть еще одна тактика конкурентов. Кто-нибудь может получить доступ к административной панели вашего сайта и проставить скрытые ссылки на другие ресурсы. На самом деле это происходит гораздо чаще, чем кажется.
6. Быстрый рост новых игроков
Эта причина более характерна для развивающихся и ниш, которые развиваются и растут очень динамично. Поэтому рекомендую всегда следить за конкурентами и рынком — возможно появились новые игроки, которые забрали от вас часть трафика.
7. Технические проблемы
Существуют ситуации, когда разработчики допускают технические ошибки и сайт постепенно перестает ранжироваться. Это также нужно обязательно учитывать и проверять. Самые распространенные из них — закрытие сайта от сканирования в файле robots.txt, массовое изменение урлов без склейки со старыми, создание дублей страниц, открытие деву (сайта для тестирования) до индексации и т.д.
О стратегиях реагирования
Итак, причин падения трафика может быть много, но какую стратегию реагирования выбрать? И что в первую очередь нужно сделать?
- Тратите свой ресурс на устранение проблемы, а не поиск виновных. У вас уже есть результат, показатели уже ухудшились. Поэтому вашей главной задачей является поиск причины. Скорость реагирования в таких ситуациях критически важна, ведь время — это средства, а трафик — это ваши клиенты.
Часто SEO-специалисты говорят, что не стоит ничего делать, пока не закончится обновление алгоритмов Google. Но это не так: нужно быстро сделать дополнительный анализ и отвергнуть другие возможные причины падения, ведь они могли просто прийтись на время апдейтов. - Не бойтесь задавать неудобные вопросы SEO-специалистам, например, «Нашли ли вы причину падения? Какие гипотезы? Какой у вас план? Начали ли мы этот план воплощать в жизнь? Что именно мы уже сделали?».
Если причина скрывается в апдейтах, спрашивайте, как чувствуют себя ваши конкуренты, кто занял первые места в выдаче, кто и почему отобрал ваш трафик. Четкие ответы помогут вам понять, находится ли ситуация под контролем. - Предложите SEO-команде провести аудит сайта внешним экспертом. Это нормальная практика, позволяющая посмотреть на ваш ресурс со стороны. Возможно, у этого специалиста будут новые идеи, ведь у ваших специалистов может быть «замыленный глаз».
- Работайте над маркетингом так, чтобы клиенты могли найти вас с помощью других каналов. Это минимизирует ваши риски, потому что SEО — не всегда стабильный и прогнозируемый канал. Чего только стоит Google с их обновленным поиском, где обычные органические клики пока отходят на третий план (после рекламы и генерируемого контента). Больше об этом вы можете узнать здесь.
Вместо вывода
В случае падения трафика не нужно ждать чуда, но и паниковать тоже. Почти всегда есть шансы вернуть сайт «к жизни». Формула успеха здесь будет такой — профессиональная команда + выявление причины + быстрое реагирование.