Одна из главных особенностей цифрового маркетинга в сравнении с офлайн-маркетингом состоит в том, что вы можете измерить практически каждый элемент своей стратегии. К тому же, сделать это можно абсолютно бесплатно, используя инструменты, такие как Google Analytics и некоторые другие, о которых мы сегодня поговорим. Но сложность состоит в том, что не всегда удается объективно определить, какие именно метрики нужно отслеживать и использовать. И именно этот вопрос мы сегодня подробно разберем.
Мы в Elit-Web собрали список из девяти метрик, которые считаем самыми главными и рекомендуем отслеживать в первую очередь. Предлагаем без лишних слов перейти прямо к ним!
SEO-показатели, которые вы должны анализировать, и инструменты для их анализа
Сразу отметим, что этот перечень показателей достаточно универсален и актуален практически для всех направлений электронной коммерции. Да, в некоторых случаях определенные данные могут быть менее актуальными, но в целом мы рекомендуем ориентироваться именно на этот список.
1. Органический трафик
Органический трафик — это вид трафика, который сайт получает из результатов поисковой выдачи без оплаты за размещение рекламы. То есть речь идет исключительно о переходах по поиску. Ваш общий трафик может поступать из нескольких источников (поисковые системы, социальные сети, прямой поиск, другие сайты). Но нас интересует именно «органика». Планомерное увеличение трафика свидетельствует, что ваша SEO-стратегия работает, а количество потенциальных клиентов растет.
Отслеживать органику проще всего с помощью Google Analytics. Эта информация открыта для владельца сайта или оптимизатора и предоставляется абсолютно бесплатно. Можно отслеживать изменения в течение длительного периода, а также сравнивать показатели общего и поискового трафика
2. CTR
CTR — это показатель кликабельности ссылок на ваш сайт в поисковой выдаче. Рассчитывается он в соотношении между количеством просмотров и кликов. К примеру, если ваша ссылка показывалась в поисковой выдаче 100 раз, а пользователи перешли по ней 10 раз, то CTR, соответственно, составляет 10%.
Этот показатель позволяет объективно оценить, насколько хорошо работают ваши заголовки, метаописания и URL для привлечения аудитории. Если CTR низкий, это означает, что необходимо улучшить эти элементы, сделать их более релевантными и привлекательными с точки зрения целевой аудитории.
Опять же отслеживать его можно удобно и абсолютно бесплатно с помощью Google Search Console в разделе Performance.
Доступный просмотр CTR по странице, запросу или устройству. Рекомендуется анализировать все эти параметры для получения объективной информации на всех уровнях.
3. Exit Rate
Если предыдущие метрики для большинства из вас наверняка были достаточно очевидными, то Exit Rate — нет. Это так называемые страницы выхода, которые просматривают пользователи, прежде чем закрыть сайт. То есть такие, из-за которых посетители теряют интерес к вашему сайту и вашему предложению в целом.
Exit Rate — крайне важная метрика, которая позволяет понять, что именно отталкивает ваших потенциальных клиентов и что необходимо улучшить или изменить, чтобы уменьшить количество отказов. Если вы видите, что значительное количество пользователей уходит после посещения определенной страницы, это означает, что именно она нуждается в доработке.
Exit Rate также можно отслеживать непосредственно в Google Search Console: Behavior > Site Content > All Pages. В таблице можно увидеть столбец % Exit. Именно здесь находятся страницы, после посещения которых пользователи чаще всего покидают сайт.
Чтобы уменьшить количество таких выходов, следуйте этим советам:
- убедитесь, что макет страницы и структура контента ясны;
- добавьте четкие внутренние ссылки и призывы к действию, чтобы направлять посетителей в другое содержимое и страницы;
- добавьте качественный контент, включая визуал (изображения и видео), чтобы привлечь посетителей.
Но в целом каждая ситуация индивидуальна и требует соответствующего подхода.
4. Количество просмотренных страниц за сеанс
Это еще один важный показатель, демонстрирующий вовлеченность аудитории и заинтересованность в вашем предложении/контенте. Обычно чем выше этот показатель, тем лучше. Но в некоторых случаях, напротив, большое количество просмотренных страниц без дальнейшего целевого действия может свидетельствовать о том, что у сайта неудобная и не совсем понятная навигация, из-за чего пользователи дольше ищут нужную информацию и не всегда ее находят.
Отслеживать этот показатель можно в Google Analytics в разделе Acquisition > All Traffic > Channels.
5. Скорость загрузки страницы
Скорость загрузки является очень важным фактором ранжирования SEO для Google. Она оказывает непосредственное влияние на рейтинг сайта в поисковой выдаче.
В целом рекомендуемая скорость загрузки — 1-3 секунды. Но здесь следует учитывать то, о каких именно страницах и сайтах идет речь. Если это, например, крупный интернет-магазин или маркетплейс, то допускается и более медленная загрузка. Однако учитывайте: чем дольше открывается страница, тем вероятнее, что пользователь не дождется и закроет вкладку. А это ухудшает поведенческие факторы и влияет на рейтинг сайта.
Для анализа этого показателя перейдите в раздел Behavior > Site Speed. Так можно увидеть общее время загрузки для всех страниц, а также проверить каждую из них по отдельности.
6. Core Web Vitals
Google все больше внимания уделяет качеству пользовательского интерфейса (UX) и повышает в рейтинге те сайты, где он действительно на высоком уровне. Но сконцентрироваться только на этом показателе все же не стоит. Метрики Core Web Vitals были представлены в 2020 году и остаются одними из самых главных для ранжирования сайтов. Частично они учитывают скорость загрузки страниц. Но не менее важны и следующие показатели:
- First Input Delay (FID) — измеряет время задержки между первым взаимодействием пользователя с веб-страницей (например, кликом, нажатием на кнопку или вводом текста) и моментом, когда браузер начинает обрабатывать это действие;
- Cumulative Layout Shift (CLS) — обозначает стабильность макета страницы при загрузке и использовании пользователем. Метрика показывает, насколько сильно меняется макет, что может привести к неожиданному перемещению или смещению контента и отрицательно сказывается на пользовательском опыте;
- Largest Contentful Paint (LCP) — измеряет время, за которое на странице загружается «самый тяжелый» элемент. Это может быть изображение, видео, блок текста или что-либо другое, что важно для пользователя, но загружается дольше всего.
Самый простой способ проанализировать Core Web Vitals — воспользоваться инструментом Google PageSpeed Insights. Он не только предоставит вам всю необходимую информацию, но и предложит рекомендации по улучшению вашего сайта.
7. Обратные ссылки
Обратные ссылки на сайт все еще остаются одним из основных сигналов ранжирования для Google. При этом мы всегда подчеркиваем, что в этом случае качество ссылок важнее количества. 10 линков с авторитетных сайтов — это лучше, чем 100 из переспамленных и нерелевантных.
Для анализа и отслеживания внешней массы ссылок рекомендуем использовать сервис Ahrefs. С его помощью вы можете увидеть список ссылающихся на вас ресурсов, страницы, на которые они ведут, а также рейтинг этих доменов.
8. Самые популярные ключевые слова
Когда вы занимаетесь оптимизацией своего вебсайта для продвижения по целевым ключевым словам, важно следить за изменениями своего рейтинга по ним. Благодаря этому вы можете оценить свою текущую долю видимости в поиске и принять решение о дальнейшей оптимизации этих запросов или нацелиться на другие, по которым вы хотите улучшить свой рейтинг.
Для анализа ранжирования своих ключевых слов можно использовать инструменты отслеживания позиций, таких как Semrush или аналогичные. Они предоставляют отчеты о позициях поиска, которые позволяют отслеживать изменения в рейтинге со временем и оценить улучшение общей видимости в выдаче.
9. Количество просканированных страниц в день
Это еще одна довольно неочевидная метрика, которую мы рекомендуем мониторить. Высокая скорость сканирования страниц поисковыми ботами Google означает, что сайт вообще не имеет критических ошибок, мешающих индексации. Плюс это помогает получить более высокий рейтинг в выдаче.
Вы можете отслеживать скорость сканирования сайта в Google Search Console. Выделите Settings > Crawl stats.
Добавим, что на сканирование сайта Googlebot выделяет определенное количество времени. И если за это время он не успевает обработать все страницы, они так и не попадают в индекс. Скорее всего это свидетельствует о технических ошибках на сайте, которые необходимо найти и исправить.
Хотя увеличение скорости сканирования не всегда приводит к повышению рейтинга ресурса, это важный технический показатель SEO, который необходимо отслеживать и оптимизировать.
Подытожим
Современному веб-мастеру или владельцу сайта доступно множество инструментов для мониторинга важнейших метрик и данных сайтов. И мы назвали лишь некоторые из них.
Как вы могли убедиться, в большинстве случаев достаточно собственных инструментов Google, позволяющих объективно оценить техническое состояние сайта, найти ошибки и недоработки, разработать и реализовать стратегию оптимизации. Главное — помнить, что работа над ресурсом не завершается в момент его запуска. На самом деле она только начинается. Поэтому проводите анализ, привлекайте специалистов, ищите пути усовершенствования вашего сайта, следите за обновлениями поисковых алгоритмов Google и адаптируйтесь к ним. Это не так сложно, как кажется. Но требует от вас времени и настойчивости. Желаем удачи!