Розница нового типа
08 Ноя 2012, 07:16

Розница нового типа

Веками розничная торговля эволюционирует. Она прошла длинный путь от разложенных на земле вещей или раскрытых кошелей бродячего купца до современнейших магазинов электронной торговли, в которой участие живого человека сведено к минимуму.

Розница нового типа

Веками розничная торговля эволюционирует. Она прошла длинный путь от разложенных на земле вещей или раскрытых кошелей бродячего купца до современнейших магазинов электронной торговли, в которой участие живого человека сведено к минимуму.

Издавна, розничная торговля была одним из центров общественной жизни. На рынках и базарах люди не только покупали и продавали, но и обменивались новостями, судачили о жизни, влюблялись, в общем, — общались.

Постепенно, торговые отношения совершенствовались, однако социальная функция мест торговли оставалась неизменной. До сих пор люди ходят в шоппинг-молы не только затем, чтобы выбрать товар, но и интересно провести время.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Не зря в Европе так часто можно встретить «аутлет-деревни», где потребителю предлагают не только приобрести предметы известных марок по сильно сниженным ценам, но и приятно провести время, общаясь в перерывах между покупками.

По-прежнему, процветают на рынке и магазины, где каждому посетителю уделяют особое внимание, предлагая «в нагрузку» к товару пристальное внимание продавцов.

Кажется, что рынок розничной торговли совершенствуется только в рамках новых технологических возможностей, однако, тенденция последнего времени, которую, как мне кажется я подметил, говорит о том, что сейчас на рынке появляется магазин нового типа.

Это сегментированный магазин, рассчитанный на определенную аудиторию. То, что подобные магазины могут быть успешными, уже не одно десятилетие доказывают «Дисней-сторы» или кондитерские лавки известных компаний, ориентированные на детей.

Однако, сегментирование взрослых, да еще и по принципу приверженности бренду-как-образу-жизни, это новое слово в развитии розницы.

По этому пути сейчас пошли наиболее инновационные компании, стремящиеся сделать фирменную розницу, если не культовыми объектами, то местами, привлекающими внимание.

Розница в этом случае становится местом общения людей, стратифицированных по восприятию мира, а сам магазин поддерживает и развивает образ бренда. Открывающиеся на самых престижных торговых улицах магазины «Apple» собирают не любителей электроники и не людей нуждающихся в конкретных устройствах, а любителей торговой марки, которые могут не только что-то купить, но и окунуться в своеобразную «эпл-атмосферу», пообщаться со своими «сообщниками».

Организация магазина максимально соответствует идеологии бренда. Дизайн строго по гайду, продавцы, до тонкостей владеющие предметом, и покупка, оформляющаяся без традиционной кассы, прямо посредством эппловского же гаджета.

Магазин в реальном мире создает пространство, культивируемое любителями марки в своем воображении или в виртуальном мире. А раздаваемый бесплатно вай-фай, создающий «тусовку» вокруг магазина, лишь подчеркивает ажиотаж.

Ну это же «Apple», -скажете вы, — законодатель мод, самая продвинутая компания, и вообще, пример, который навяз на зубах. Нельзя делать выводы о тенденциях, глядя на успехи «Яблока». Все, к чему прикасался Стив Джобс, становилось золотым, в том числе и розница.

Хорошо, возьмем совершенно другой пример. Магазины «Nespresso». Технология фасовки кофе в практичные капсулы, с последующим моментальным приготовлением уже была своего рода маркетинговой революцией. Однако, как и всякой революционной инновации, ей потребовалось время, чтобы «достучаться» до консервативной аудитории. Со временем прелести нового способа приготовления открыли для себя и ценители классического напитка из молотых зерен, и те, кто позволяли себе только растворимый кофе.

Способ приготовления, благодаря серьезным маркетинговым усилиям, прижился. И, не в последнюю очередь он прижился благодаря тому, что «Неспрессо» стало особым форматом магазинов, расположившихся, как и «Эппловские» на центральных торговых улицах.

В магазинах продают и машины, позволяющие делать кофе из капсул, и сами капсулы, и всевозможные аксессуары. И хотя сам процесс приготовления максимально упрощен, процесс продажи не только инновационен, но и индивидуален. В магазине нет продавцов, только консультанты, и любая покупка делается через них. Это подчеркнуто НЕ самообслуживание, даже если ты хорошо знаешь, зачем пришел. Просто консультант отлично разбирается в кофе, и всегда может порекомендовать что-то еще к твоему выбору.

Кроме того, он всегда предложит выпить чашечку чего-то нового. Дегустационная зона с бесплатным кофе — обязательная часть любого магазина.

Обилие касс и достаточное количество персонала позволяет при всегда большом наплыве посетителей избегать разочаровывающего ожидания.

Как и в «яблочных» магазинах, в «неспрессо» создается атмосфера, подходящая для страты любителей инновационного кофе, атмосфера тех, кто не только привержен бренду, но и разделяет его основные ценности. И вновь мы видим, как магазины становятся центром общения.

Кстати, «Неспрессо» активно педалирует этот момент в роликах, где главная звезда проекта Джордж Клуни «общается» с посетительницами именно в магазине.

Ставка на новый формат розницы и в этом случае полностью оправдала себя. Магазины «Неспрессо» не только создают площадку для общения любителям кофе, но и привлекают внимание к марке, демонстрируя привлекательность покупки и потребления неофитам.

Хочу подчеркнуть, что упомянутые примеры далеко отстоят от практикующихся у нас «фирменных магазинов» — розницы обычного формата, лишь ограниченной ассортиментом одного производителя.

Подобная розница — это отдельный проект, который может позволить себе реализовать настоящая «лавмарк», и который должен не только соответствовать дизайну, но и создавать атмосферу, полностью отвечающую ценностям бренда.

Думаю, что подобная розница должна стать мировым трендом, и нельзя исключать, что нечто подобное появится и у нас.

Алексей Филановский, маркетинг-директор Global ABC

Расскажите друзьям про новость