13 Мар 2014, 11:45

Российский Коммерсантъ прокомментировал закрытие украинской редакции

Российский издательский дом Коммерсантъ заметил в материалах украинского Коммерсанта определенный тренд в освещении недавних событий в Украине

Российский Коммерсантъ прокомментировал закрытие украинской редакции

Российский издательский дом «Коммерсантъ» заметил  определенный тренд в освещении недавних событий в Украине, который настораживал Москву, поскольку в украинской газете не полностью доносилась российская точка зрения. Об этом в интервью телеканалу «Дождь» сказал гендиректор издательского дома Павел Филенков.

Господин Филенков признал, что российский издательский дом «Коммерсантъ» пытался влиять на редакционную политику украинского «Коммерсанта».

 «Конечно, пытался. Не только пытался, но и требовал определенной редакционной политики, требовал с первого дня существования «Коммерсанта » в Украине. И это общее требование ко всем нашим дочерних предприятий — соблюдение нашей редакционной политики. Мы не только вмешивались, но и высказывали очень серьезные требования к тому продукту, который выходил в Украине, чтобы он соответствовал нашим представлениям того, какой должна быть газета «Коммерсантъ»«, — сказал он.

Господин Филенков заявил, что он был одним из инициаторов закрытия газеты в первую очередь по экономическим причинам, которые были следствием политических событий. «Моя зона ответственности — деньги, это совсем не контент. Потому что за контент у нас отвечают главный редактор, шеф-редактор, редакционный директор. Если я инициатор закрытия, то поверьте, здесь причины чисто экономические«, — сказал он, впоследствии добавив, что экономические причины возникли, вследствие, политической ситуации в Украине.

На вопрос ведущего «Дождя», какие требования Москвы не выполнял украинский «Коммерсантъ», господин Филенков ответил: «А я и не сказал, что не выполняли. Просто существуют достаточно жесткие требования к редакционной политике. У нас они прописаны в соответствующих документах. И как раз украинское издание вполне этим требованиям отвечает. Потому что если бы что-то было, мы бы наверняка меняли персонал. Нет, наоборот, требования соблюдались, и у нас нет претензий к редакции «Коммерсантъ — Украина»«.

 «Этот проект был убыточным на всей истории своего существования. Последние годы ежегодный ущерб составлял чуть более 1 млн. долларов, но при этом была положительная динамика. То есть мы могли надеяться, что когда-то этот проект выйдет в ноль. То, что произошло с экономикой за последние месяцы, привело не просто к сокращению, а к уничтожению рекламных доходов. В этой ситуации наш ущерб рос бы уже кратно, и проект просто потерял всякий смысл, его существование стало бесперспективным«, — сказал гендиректор российского «Коммерсанта».

Господин Филенков сетовал на сложность прогнозирования экономической ситуации в Украине, поэтому издатели не могут сейчас говорить о возможном возобновлении проекта. «Мало кто может сказать, что будет в Украине через месяц, через полгода. В этой ситуации, мы и пользуемся термином не «прекращения проекта», а «приостановление проекта», мы обычно не можем сказать никаких предположений относительно того, когда этот проект будет перезапущен. Когда мы увидим, какая сложилась ситуация в Украине, какие там экономические условия, насколько ожил бизнес, насколько появилась реклама, тогда мы будем готовы вернуться к этому вопросу. Сегодня у нас нет никаких предположений относительно возможных сроков восстановления проекта«, — сказал он.

Аудиторные показатели украинского «Коммерсанта», по словам господина Филенкова, за последние годы были «прекрасными». Газета занимала первое место среди всех деловых, общественно — политических ежедневных газет, сообщил он, ссылаясь на данные TNS. «С аудиторией все было прекрасно, проблемы были с монетизацией. Наверное, монетизация возможна, если бы мы рассматривали политические способы монетизации аудитории. Для нас этот канал закрыт. Мы рассматриваем чисто коммерческую монетизацию путем размещения рекламы. К сожалению, наши основные рекламодатели — например, банковский сектор  продавцы и производители автомобилей, и продавцы лакшери-товаров — они понесли наибольшие убытки, за последний период времени в них торговля практически сократилось. Это свело рекламу этих секторов практически до нуля«, — рассказал он.

Господин Филенков не считает, что решение закрыть газету в нынешней ситуации бьет по имиджу издательского дома. «Если попытаться понять политическую потенциальную составляющую этого решения, то тем более подобное решение должно казаться умным и естественным… Под давлением внешних условий «Коммерсантъ» в Украине может перестать быть «Коммерсантом» с нашей точки зрения, так как он должен будет отвечать украинским условиям в большей степени, чем это допустимо нашими редакционными стандартами. Мы требуем всестороннего освещение событий из всех точек зрения и представления мнений со всех сторон. Мы прекрасно понимаем, что сейчас в Украине представления полноценной российской точки зрения может привести к рискам. Эти риски могут быть как для самого предприятия, для бренда, так и для конкретных людей. Поэтому мы предупреждаем определенные риски для людей, для бренда, принимая такое решение«, — заявил он.

На вопрос ведущего, верное ли предположение, что, по мнению Москвы, украинская редакция не до конца доносила российскую позицию, и были ли проблемы по поводу донесения российской позиции украинской аудитории, гендиректор российского «Коммерсанта» заявил: «Никаких явных угроз, конкретных мы не получали минимум нам об этом неизвестно. С другой стороны, мы понимаем, что соблюдение тех требований, которые мы предъявляем к газете связано с большими сложностями и рисками. И поэтому даже на стадии рассмотрения материалов, которые готовились в газету в Украине, на стадии рассмотрения выпущенных номеров, конечно, мы определенную тенденцию замечали. Потому что люди живут в конкретных условиях, это их страна, и требовать от них абсолютной равнодушия к ситуации в этой стране, наверное, невозможно. Вот это неравнодушие журналистов как граждан своей страны проявлялось и в продукте их труда. Эти проявления, конечно, не зашкаливали за пределы допустимого. Но определенный тренд мы, к сожалению, видели. Мы его пытались корректировать ненавязчиво  ненасильственно. Но этот тренд мы замечаем«.

По словам господина Филенкова, решение закрыть украинский «Коммерсантъ» было сложным. С коллективом это решение не обсуждалось, консультировались только с гендиректором украинского издания Андреем Гоголевым. Варианты временно перейти в онлайн, сократить расходы и сохранить бренд, по словам господина Филенкова, не снимают рисков, о которых он говорил. В целом же решение о том, что будет происходить с сайтом Kommersant.ua, пока не принято — совещание по этому поводу будет только завтра.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео