08 Май 2007, 06:44

Российские компании используют историческую символику не по назначению

Российские компании используют историческую символику не по назначению

В России уже привыкли к тому, что к 9 Мая продукция и реклама многих фирм приобретает праздничный, но не всегда уместный вид. В этом году творческая неудача в переосмыслении символики Дня Победы постигла не только бизнес, но и власть.

Для многих 9 Мая стало поводом для привлечения внимания к своей продукции или услугам.

Воинские праздники в России часто отягощены живым творчеством властей и масс. В прошлом году "Власть" рассказывала, как к 23 Февраля вся Москва и пол-России украсились плакатами с изображением немецких танков и американских линкоров. Майская наглядная агитация развивалась в другом направлении.

В пятницу Совет федерации рассмотрел закон "О Знамени Победы", ставший поводом для грандиозного скандала. "Власть" писала, как Госдума дважды подряд приняла документ, предлагавший украшать майские праздники не копиями флага, водруженного над Рейхстагом 1 мая 1945 года, а его "символами" — красными полотнищами с крупной белой звездой вместо серпа и молота. Реформа возмутила широкую общественность и Совет федерации, наложивший вето на проект. Думские единороссы легко преодолели это препятствие, назвав необоснованным использование "флага государства, прекратившего свое существование".

В итоге Владимир Путин, пообещавший ветеранам не поддерживать скандальный закон, отклонил документ и предложил спикерам парламентских палат разработать версию, устраивающую всех. При этом главе государства пришлось нарушить волю своего предшественника. Ведь именно Борис Ельцин в 1996 году придумал и ввел специальным указом "символ", напоминающий вьетнамский флаг. Но даже кончина Ельцина, случившаяся через три дня после решения Путина, не помешала Госдуме срочно принять новую версию закона, согласно которой в ходе праздничных торжеств может использоваться копия штурмового флага 150-й Идрицкой стрелковой дивизии. Статью о "символе" из закона убрали. По сути, нижняя палата приняла проект, несколько раз вносившийся депутатами от КПРФ и исправно отклонявшийся партией власти.

Триумф исторической точности был тут же компенсирован. 9 мая в деревне Нефедьево подмосковного Красногорского района откроется памятник легендарному танковому экипажу Павла Гудзя, который в декабре 1941 года в одиночку вступил в бой с 18 немецкими танками, десять подбил, а остальные обратил в бегство. Вот только командовал лейтенант Гудзь танком КВ-1, а на пьедестал водружен Т-55, разработанный и принятый к производству через 13 лет после войны. Лишь такую машину нашло правительство России в ответ на просьбу местной администрации.

Креативный подход к символам эпохи демонстрируют не только администрация, но и широкие предпринимательские круги. В конце апреля в Саранске появилась реклама мебельного салона, основой которой стал знаменитый плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет". В современной версии Родина-мать поздравляет жителей мордовской столицы с праздником и предлагает воспользоваться 50-процентной скидкой. А в Калининграде ветераны получили поздравительные открытки Военно-мемориальной компании, обратную сторону которых украсила реклама "ритуальных услуг, в том числе военнослужащим". Наконец, стало очевидным твердое намерение ликероводочных заводов выстраивать маркетинговую политику с учетом массовой моды на георгиевские ленточки. Кубанское ЗАО "Георгиевское" объявило о выпуске специальной партии водки, украшенной такой лентой. Средства от продажи водки пойдут на покупку бытовой техники для одиноких ветеранов. Впрочем, интересы большей части ЛВЗ и торговцев, сделавших такой же ход, не сводятся к благотворительности. В прошлом году "РИА Новости", курирующее акцию "Георгиевская ленточка", объявило об исключении из числа партнеров Сарапульского ЛВЗ, украсившего продукцию черно-оранжевыми полосками. Но, во-первых, это не сказалось на коммерческих результатах сарапульцев и еще нескольких производителей, самостоятельно додумавшихся сыграть на народной любви к военной символике. А во-вторых, строгость кураторов выглядит неоправданной. Российская кампания "Георгиевская ленточка" была придумана в 2005 году — через год после того, как аналогичная акция с успехом прошла в Белоруссии, отмечавшей 60-летие освобождения от оккупантов. Братская республика тогда украсила ленточками практически всю производимую продукцию — от водки с пельменями до стиральных машин и тетрадей.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео