Рекламные запреты белорусских чиновников
C 28 июля, в Беларуси вступил в силу запрет на выдачу кредитов физическим лицам в иностранной валюте, принятый Нацбанком Беларуси и согласованный с правительством страны. По последнему заверению председателя НБ РБ, данный запрет введен раз и навсегда.
Запрет на выдачу валютных кредитов Нацбанк РБ объяснил взятым в начале года курсом на дедолларизацию экономики и необходимостью снижать валютные риски. Причем еще несколько дней назад главный банк страны подчеркивал, что данная норма носит временный характер и будет действовать до момента стабилизации ситуации в экономике страны. Был установлен срок запрета до 1 января 2011 года. Однако накануне Председатель Правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович заявил, что запрет на кредитование населения в инвалюте, вступивший в силу 28 июля 2009 года, введен раз и навсегда. Такое решение он объяснил тем, что сохраняется опасность высокой зависимости от колебаний доллара США и других резервных валют. Он подчеркнул, что «весь мир сидит на долларовой игле». Глава Нацбанка РБ также заявил, что до конца этого года «очередных нововведений на валютном рынке не ожидается». Однако подобные заявления часто звучат из уст чиновников, но через некоторое время снова возникает подарок в виде очередного «мудрого» решения. Понятно, что данные ограничения станут дополнительным сдерживающим фактором развития потребительской активности. Это, в свою очередь, неминуемо повлечет за собой сокращение в тех сегментах рынка, где продажи в были обусловлены валютным кредитованием. В новой ситуации брать кредиты в рублях под сегодняшние безумные проценты покупатель/потребитель вряд ли будет. О том, как отразится данное решение главного банка страны на развитии рекламного рынка, мы поинтересовались у руководителей и ТОП-менеджеров ведущих компаний, работающих в сфере рекламы и маркетинга Республики Беларусь. Петр Попелушко, директор рекламного холдинга SMG Belarus: На мой взгляд, введение ограничения на получение кредитов в иностранной валюте кардинально на рекламный рынок не повлияет, потому как вопрос получения кредитов и использование их на потребительские нужды обострился еще в начале года, когда на нас накатили волны мирового финансового кризиса. Как результат, резко сократилось количество людей, совершающих покупки в кредит. Теперь же оставшихся попросят делать это в рублях, что само по себе уже малопринципиально. Олег Чанов, управляющий партнер консалтинговой компании Big Fish Consulting: У нас валютные кредиты больше всего брали на покупку автомобиля и недвижимости. В любом случае, после произошедшей девальвации в начале этого года и возникновения некоторых других проблем на валютном рынке, потребительская активность, связанная с использованием кредитных ресурсов, снизилась до минимального уровня. На автомобильном рынке, где в последнее время наблюдалось некоторое оживление в кредитовании, это решение скажется очень плохо. В рублях кредиты на покупку авто брали единицы покупателей. Основные контракты были в валюте. Что касается кредитования недвижимости, то здесь, на мой взгляд, очень много будет зависеть от дальнейших шагов того же Нацбанка и государства в целом. Жилищные программы никто сворачивать не собирается, жилье как строилось так и будет строиться. Необходимо понимать, что в нашей стране пока не так много людей, которые готовы купить квартиру сразу. Государство наверняка это очень хорошо понимает. Однако пока процентные ставки по рублевым кредитам, мягко говоря, не очень привлекательны. Т.е. государству необходимо создать такие условия, чтобы банки смогли предложить интересные кредитные продукты для населения в национальной валюте. Тогда все будет хорошо. Александр Василевич, директор рекламного агентства Publicis Hepta Belarus: Если сократится кредитование, то это ограничит количество ресурсов в экономике, а их ограничение ведет к сокращению ВВП. Запрет валютного кредитования ухудшит продажи на автомобильном рынке и рынке недвижимости, а последний, в свою очередь, повлияет на строительную отрасль. Кризисное сокращение бюджетов автомобилистов уже привело к сокращению рекламного рынка. Падение продаж из-за сокращения кредитования приведет к очередному снижению, но оно уже вряд ли будет таким же большим как предыдущее и определяющим для рекламного рынка. Ведь что-то продавать по-прежнему необхоимо. Возможно автодилеры найдут некоторые способы как выйти из этой ситуации, вроде продажи автомобилей в рассрочку. Вариант сокращения ставок по рублевым кредитам маловероятен поскольку банкам нужно учитывать валютные риски. Таким же образом скажется сокращение кредитования и на рынке недвижимости и строительства. Но и здесь стимулировать продажи будет необходимо, просто произойдет определенное снижение объемов.