Объем рекламно-коммуникационного рынка Украины 2017 и прогноз объемов рынка 2018.
ТВ — реклама
Несмотря на то, что с июня 2017 года продажи на ТВ-рынке держатся на максимальном уровне, а с августа в эфире рекламируется максимальное количество брендов за последние 6 лет, ТВ-рынок в этом году так и не реализовал полностью свой потенциал роста, частично сместив его на следующий год.
Чего не скажешь о ТВ-спонсорстве, которое растет опережающими темпами — частично из-за ротации рекламодателей в этом сегменте, а также за счет высокой инфляции и, конечно, за счет спонсоров Евровидения.
Стабилизация макро-экономической ситуации в Украине, рост динамики реального ВВП, снижение темпов потребительской инфляции, рост потребительских настроений — все это позволяет прогнозировать дальнейшие высокие темпы роста рекламного ТВ-рынка Украины. В реалистичном сценарии на 2018 год +25%, но вполне возможно, что рост ТВ/медиа-рынка будет скорректирован и в более высокие темпы, нежели +25%. Также эксперты отмечают потенциал увеличения доли ТВ на медиарынке в связи с низкой стоимостью тысячи контактов для большинства целевых аудиторий рекламодателей, с одной стороны, и отсутствием прозрачного мониторинга у одних медиаканалов, и/или замедлением динамики инфляции у других медиа.
Реклама в прессе (печатная реклама)
После беспрецедентного сокращения рекламного рынка в Украине на 75% в 2014-2016 гг в 2017 году началось восстановление общих объемов рекламы, которое, конечно, сказалось на восстановлении и печатной рекламы. Очевидно, что процесс будет продолжен и в 2018 году.
Кроме «восстановительного» тренда, Экспертный Совет Украинской Ассоциации Медиа Бизнеса (УАМБ) выделяет еще такие факторы, прогнозируя развитие рынка прессы в 2018 году:
Рост доверия к медиа с качественным контентом у платежеспособной аудитории. Именно качественный контент отличает издательские компании от других медиа.
Издатели отмечают увеличение интереса к мультиплатформенным решениям, в которые интегрированы и традиционные газеты и журналы. Таким образом, растет доля мультимедийных спецпроектов и «автоматически» растет объем рекламных размещений в печатных СМИ.
Некоторые рекламодатели, в частности, в категориях «косметика и парфюмерия», «строительство и ремонт», возвращают прессу в свои медиамиксы. Кроме того, эффективно работает реклама в прессе с четко очерченными целевыми аудиториями (например, luxury журналы) и понятной географией распространения (особенно это касается местных изданий).
В 2018 году журналы-лидеры, каждый в своем сегменте, планируют повысить стоимость размещения на 10-15%, так что свой вклад в рост рынка прессы внесет и медиаинфляция.
Радио реклама
Этот медиаканал последние несколько лет показывает уникальную стабильность. Рост годовых объемов в 20%. Без скачков-ускорений, без падений-провалов. Самыми активными рекламодателями на радио остаются ритейлеры. Снижение радиорекламной активности у телекома компенсировали автозаправочные комплексы. Алкоголь, пользуясь легальной возможностью коммуницировать с аудиторией в качестве спонсора, также крайне важен для радио как категория.
Out Of Home Media (OOH Media)
В части наружной рекламы произошли технические изменения, касающиеся абсолютного значения объемов данной категории. Каждый год эксперты ВРК в тесном взаимодействии с другими индустриальными ассоциациями пытаются улучшить методологию и точность оценки объемов медиарынка. В 2017 году по инициативе Индустриального Комитета Наружной Рекламы (ИКНР) была произведена переоценка объемов щитовой наружной рекламы, рекламы на транспорте и внутренней рекламы (indoor). Разработанная ИКНР методология использует все доступные на данный момент инструменты: данные мониторинга, независимые оценки уровня заполнения и продажи рекламных плоскостей, экспертные оценки по тем сегментам, которые не попадают в зону мониторинга и т.д. В результате произведенной переоценки общий объем рынка наружной рекламы «прирос» практически на 1 миллиард гривен: с 1,76 млрд. до 2,69 млрд.
Поскольку изменения в наружной рекламе носят «технический» характер, то оценивать в процентах рост рынка в этом сегменте некорректно. Более того, данные по этому медиа каналу заметно влияют на общую динамику рынка, поэтому при оценке общего годового роста рынка также не учитывались.
Интернет (Digital) реклама
Прежде всего отметим, что в структуре этого рыночного сегмента в прогнозе на 2018 внесены изменения: объем бюджетов мобильной рекламы разбит по источникам и добавлен в соответствующие строки: баннерная реклама, спонсорство, цифровое видео… При этом, добавлена колонка — доля бюджетов мобильного трафика.
Оценка формируется на основании данных исследования Интернет Ассоциации Украины (ИНАУ) за первое полугодие с допущением, что объем первого полугодия 2017 составит 45% от года. Для серых зон исследования ИНАУ (объем YouTube, Facebook, поиск) применяются увеличивающие поправочные коэффициенты.
Существенно изменена база цифрового видео за счет доли Youtube и добавления доли мобильного трафика, что дало технический рост 82%.
Рост рынка в 2018 году ожидается в первую очередь за счет поиска и цифрового видео, доля мобильного трафика составит не менее 55% в поиске и порядка 35% в цифровом видео.
Ключевым фактором позитивной динамики рынка в 2018 станет органический рост потребления мобильного Интернет как медиа. Спонсорство вырастет в основном за счет роста спроса крупных рекламодателей на комплексные проекты. Другой диджитал «поднимется» за счет органического роста спроса на производство и валютной составляющей.
Digital реклама
|
Итоги 2016 г., млн грн |
Итоги 2017 г., млн грн |
Процент изменения 2017 к 2016 |
Прогноз на 2018 г., млн грн |
Процент изменения 2018 к 2017 |
Доля мобильного трафика |
Поиск (платная выдача в поисковиках), включая часть GDN |
1200 |
1800 |
50% |
2700 |
50% |
55% |
Баннерная реклама, объявления в социальных сетях, rich медиа |
750 |
825 |
10% |
920 |
12% |
50% |
Спонсорство |
160 |
181 |
13% |
230 |
27% |
20% |
Мобильная реклама |
250 |
425 |
70% |
ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
Цифровое видео, вкл. Youtube |
460 |
713 |
55% |
1300 |
82% |
35% |
Другой диджитал |
320 |
400 |
25% |
500 |
25% |
|
Всего: |
3140 |
4344 |
38% |
5650 |
30% |
|
Таким образом, можно отметить, что августовский прогноз динамики медиарынка от экспертов ВРК оказался достаточно точным. Второе полугодие 2017 года не принесло заметных сюрпризов и развитие практически всех медиаканалов проходило по запланированной траектории.
Украинский медиарынок в 2017 году показывает рост, которому многие сегменты бизнеса могут только позавидовать: +30% относительно 2016 года.
В 2018 году ВРК ожидает, что рекламодатели продолжат наращивать инвестиции в различные каналы коммуникации. Однако, динамика роста при этом будет снижаться. Предыдущие два года рекламный рынок развивался гораздо быстрее большинства товарных категорий и экономики Украины в целом, поскольку продолжал восстанавливаться после кризиса.
С каждым следующим годом эффект отложенного спроса снижается и рост рекламных инвестиций будет все больше коррелировать с общими экономическими реалиями.
По предварительным прогнозам украинский медиарынок в 2018 году вырастет на 26%, и в денежном выражении перевалит за отметку в 20 миллиардов гривен.
Рекламный медиа рынок Украины
|
Итоги 2016 г., млн грн |
Итоги 2017 г., млн грн |
Процент изменения 2017 к 2016 |
Прогноз на 2018 г., млн грн |
Процент изменения 2018 к 2017 |
ТВ-реклама, всего |
5 676 |
7 329 |
29% |
9 259 |
26% |
Прямая реклама |
4 965 |
6 355 |
28% |
7 944 |
25% |
Спонсорство |
711 |
974 |
37% |
1 315 |
35% |
Пресса, всего |
1 150 |
1 355 |
18% |
1 597 |
18% |
Национальная пресса |
680 |
816 |
20% |
963 |
18% |
Региональная пресса |
190 |
224 |
18% |
262 |
17% |
Специализированная пресса |
280 |
315 |
13% |
372 |
18% |
Радио реклама, всего |
400 |
480 |
20% |
578 |
20% |
Национальное радио |
290 |
348 |
20% |
418 |
20% |
Региональное радио |
39 |
47 |
20% |
54 |
15% |
Спонсорство |
71 |
85 |
20% |
107 |
25% |
OOH Media, всего |
1 240 |
2 691 |
технический рост |
3 330 |
24% |
Щитовая реклама |
1 081 |
2 263 |
технический рост |
2 829 |
25% |
Транспортная реклама |
77 |
327 |
382 |
17% |
|
Indoor реклама (вкл. Indoor Video) |
82 |
102 |
119 |
17% |
|
Реклама в кинотеатрах |
35 |
40 |
15% |
46 |
15% |
Digital реклама |
3 140 |
4 344 |
38% |
5 650 |
30% |
ИТОГО Медиа Рынок |
11 641 |
16 240 |
30% |
20 460 |
26% |
Рынок маркетинговых сервисов рекламно-коммуникационного рынка Украины
Как отмечают эксперты Международной Ассоциации Маркетинговых Инициатив (МАМИ), в 2017 году на рынке маркетинговых сервисов был заметен рост по всем направлениям. Всё также эффективно общение с потребителем в ритейле, что увеличило объем Consumer marketing до 20%. Популярными остаются программы Trade и Loyalty marketing. Event Marketing вырос за счёт проведения Евровидения в Украине и ивент-маркетинговой активности брендов. Учитывая инфляционные процессы, в целом рост рынка составил +18%.
Прогноз на 2018 год также вполне оптимистичен +16%.
Ожидается активность Event Marketing за счёт проведения финала Лиги чемпионов в мае 2018. Всё больше компаний возвращаются к сервисным каналам маркетинговых коммуникаций, поэтому все основные компоненты этого рынка будут востребованы. Что позволяет прогнозировать рост рынка маркетинговых сервисов в целом.
|
Итоги 2016 г., млн грн |
Итоги 2017 г., млн грн |
Процент изменения 2017 к 2016 |
Прогноз на 2018 г., млн грн |
Процент изменения 2018 к 2017 |
Объем рынка Маркетинговых сервисов, всего |
1 848 |
2 189 |
18% |
2 536 |
16% |
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) |
796 |
955 |
20% |
1 098 |
15% |
Loyalty marketing (Mailing, DB management, Contact-Center) |
617 |
710 |
15% |
816 |
15% |
Consumer marketing |
286 |
343 |
20% |
412 |
20% |
Event Marketing and Sponsorship |
86 |
112 |
30% |
134 |
20% |
Нестандартные коммуникации (life placement, ambient media ) |
63 |
69 |
10% |
76 |
10% |
Оценка объемов рынка PR услуг
По мнению Украинской Ассоциации PR (UAPR) фактически бюджеты увеличились в гривне четко в соответствии с девальвацией национальной валюты (8-10%). При этом отмечались следующие основные тренды:
фокус в активностях и, соответственно, бюджете на диджитал,
работа с лидерами мнений и блоггерами стала более востребована, чем работа со СМИ,
рост спроса на аналитические продукты и исследования, включая мониторинг та анализ социальных сетей,
увеличение бюджета на специальные юбилейные активности у компаний, которые будут отмечать 25-летие своей деятельности в Украине (таких компаний было много в нынешнем году и будет много в 2018 году — так как это первые годы независимости Украины, когда многие компании выходили на наш рынок),
рост спроса на кризисные коммуникации, public affairs, тренинги,
рост клиентских ожиданий интегрированных коммуникационных решений,
преобладание проектного подхода к реализации задач.
Прогноз на следующий год сдержанно оптимистичен +10%.
|
Итоги 2016 г., млн грн |
Итоги 2017 г., млн грн |
Процент изменения 2017 к 2016 |
Прогноз на 2018 г., млн грн |
Процент изменения 2018 к 2017 |
PR рынок |
295 |
325 |
10% |
358 |
10% |
И в заключение
Рекламно-коммуникационная индустрия Украины в 2017 году, убедившись на опыте предыдущих нескольких лет, что особенных экономических чудес в нынешних политических реалиях ждать бессмысленно, а жизнь продолжается не взирая и часто вопреки, продолжила восстанавливаться после серьезного падения нескольких лет давности. Да, экспоненты в развитии не случилось, но и 30-ти процентный прирост медиа рынка совсем неплохо в контексте происходящего.
Продолжим оставаться оптимистами. Давайте в 2018 году станем все решительно богаче минимум на 26%, при этом каждый, кто прочтет данный прогноз и поверит в него всем сердцем – даже на все 30% и больше!