Реклама заставляет британцев нервничать
Более того, их логика порой совершенно не ясна. Если, например, в 70-е годы, во времена сексуальной революции, жаловались на "развращающие ролики" и "порнографию в эфире", то сегодня "развратная" реклама жителей островов почти не обижает. Агентство составило рейтинг самых необычных жалоб, полученных от британцев в 2006 году. Некоторые из них были удовлетворены, и рекламные ролики или фотографии исчезли из телеэфирав и с газетных полос.
Первое место с огромным отрывом занял рекламный клип Ассоциации геев-полицейских. В нем рассказывалось о нападениях на геев в Британии, и изображение Библии фигурировало рядом с фотографиями избитых гомосексуалистов. Сразу несколько христианских групп обратились в Ассоциацию с жалобой на этот ролик, убежденных в его дискриминационном характере и нападках на христиан. Жалобы были поддержаны. На втором месте — газетная социальная реклама Управления по
налогам и сборам. Рекламная фотография изображала скрывающегося под раковиной водопроводчика, а текст призывал платить налоги и спать спокойно. Водопроводчики были страшно оскорблены: в ASA было подано 271 заявление, в которых они писали, что исправно платят налоги. Агентство жалобу не поддержало, заявив, что из этой фотографии сложно сделать вывод о нарушении водопроводчиками налоговых законов. Но налоговое управление все же извинилось и отказалось от такой рекламы.Третье место отдано модной марке Dolce&Gabbana: 166 человек пожаловались на то, что модели, рекламирующие одежду этой марки, сфотографированы с ножами, а в соседней статье газеты, поместившей это фото, рассказывается о преступлениях, совершенных с применением холодного оружия. Модный дом возражал против этого абсурда, но это не помогло – ASA поддержала жалобы, заявив, что такая реклама безнравственна. Следующий в рейтинге – тот же дизайнерский дуэт из Италии, на этот раз непосредственно Доменико Дольче и Стефано Габбана. Дизайнеры рекламировали телефоны компании Motorola под слоганом "острие технологии". И жалобщики увидели и здесь пропаганду насилия. Но в этом случае ASA не поддержала ябедников.
Далее – 145 жалоб на компанию, предоставляющую услуги по ремонту автомобилей, которая заявляла в своей рекламе, что их номер "всегда свободен". Разозлились конкуренты, увидевшие в этом намек на то, что их, конкурентов, телефонный номер вечно занят. ASA поддержала жалобы, заявив, что в любом случае в этой рекламе не содержится ясного представления о качестве услуг. Шестое место отдано коммуникационной компании French Connection. Рекламный ролик FCUK демонстрировал кулачный бой двух прекрасных девушек, апогеем которого был их поцелуй. Жалобщикам не понравилось "изображение насилия" в ролике, но ASA рассудила, что драка представительниц прекрасного пола была сделана очень стильно и не рекламировала насилие как таковое. Ну а их поцелуй вообще был прекрасен.
Седьмое место и 99 претензий — у телеканала Channel 5. Рекламируя американские фильмы, канал пошел от противного и показал французского "неформала", заявлявшего, что "ничего хорошего из Америки не выходило". Но многие восприняли сам слоган как расистский в отношении США и социально безответственный. Однако ASA с этим не согласилась. Восьмое место и 96 претензий получила компания Kellogg’s. Рекламный ролик этой фирмы изображал юношу, скачущего на огромной собаке, спешащего домой, чтобы полакомиться хрустящими орешками Kellogg’s. Зрители увидели в этом символ жестокости по отношению к животным. Правда, компания отбилась и сохранила свой ролик без изменений, доказав ассоциации, что реклама сделана в нарочито нереальном стиле, ролик выполнен с помощью компьютерной графики и показывается в вечернее время (то есть дети его не смотрят), да к тому же рекламу сопровождает слоган "никогда не повторяйте этот трюк".
Девятое место и 93 жалобы – у Федерации киприотов Британии. Реклама федерации публиковалась в региональной прессе, и пожаловались на них правозащитные организации, увидевшие в самом наличии этой рекламы дискриминацию прав турецкого британского сообщества и вероятное подстрекательство к расовой вражде. Жалобы их не были поддержаны, но ASA поинтересовалась у киприотов, что, собственно, они рекламируют, после чего федерация сама убрала свою рекламу со страниц газет.
Наконец, на 10-м месте с 89 жалобами все та же несчастная D&G. Один из рекламных роликов показывал поцелуй двух мужчин в одежде D&G, и жалобщики испугались, что это могут увидеть дети. Претензии пуритан не поддержали, но рекомендовали телеканалам показывать эту рекламу только во "взрослое" время.
Британская корпорация BBC опубликовала этот рейтинг "диких жалоб" и предложила англичанам прокомментировать ситуацию. Кажется, BBC может быть уверена, что в целом нация все же вполне адекватна. Среди отзывов были и жалобы на какие-то другие ролики, не попавшие в рейтинг, и гомофобские высказывания относительно D&G. Но основная масса читателей просто удивилась, что такой рейтинг вообще мог появиться на свет. "Когда я наткнулся на эту статью, я в очередной раз поразился, как много людей находят время, чтобы жаловаться на подобные вещи", — вот самое распространенное мнение читателей BBC.