Рейтинг самых доходных рекламных агентств
Всеукраинская рекламная коалиция опубликовала рейтинг самых доходных рекламных агентств.
Ежегодный рейтинг креативных агентств по доходности, показал, что креатив в Украине — дело прибыльное. ТОП-30 рекламных агентств Украины — 2008 составили ВРК и редакция сайта Sostav.ua. путем экспертного опроса.
Лидером рейтинга стало украинское отделение агентства Leo Burnett с результатом 4,5-5 миллионов долларов. Так оценили составители рейтинга «ревенью» (revenue) агентства — то есть его доход от креативного обслуживания.
Leo Burnett Ukraine входит в глобальную сеть Leo Burnett Worldwide. На международных конкурсах рекламы Leo Burnett Ukraine не раз получало престижные призы. Так на недавнем польском конкурсе рекламы KTR 2008 оно завоевало награду в категории «Печатная реклама» за серию работ «Чернобыль». Эта же работа была удостоена золота на Киевском международном фестивале рекламы минувшего года. А на престижном Нью-Йоркском Фестивале Рекламы Leo Burnett Ukraine завоевала Серебрянную Мировую Медаль в категории «Лучшая Фотография» за серию работ «Чернобыль». Еще два агенства, вошедшие в торойку лидеров, так же сетевые — Adventa LOWE и Grey, входящие в АДВ.
Эксперты о прозрачности
Мы поинтересовались у игроков рынка, как они относятся к подобным рейтингам и какие изменения и уточнения хотели бы видеть в будущем. Рейтинг — это ежегодный «замер достижений» и важно, чтобы он был, чтобы хоть как-то можно было определить систему координат, считает большинство опрошенных. Но еще более важно, чтобы он был адекватен, уточняет Елена Кустова, вице-президент «АДВ Украина» по креативному и маркетинговому сервису. Хотя, по ее мнению, на бизнес креативных агентств рейтинг не влияет. «Клиент выбирает агентство не по строке в рейтинге, а по соотношению качества креативного продукта, квалификации команды и стоимости услуг, — говорит она. Что касется оправданности позиций в рейтинге, то Елена Кустова уверена: «Мы никогда не получим раскрытый и прозрачный ответ. Агентства не раскрывают доходы». По ее мнению, основанием для оценки доходов может служить, например, экспертная оценка списка клиентов, объема выполненных работ.
Лариса Васильченко, директор Euro RSCG New Europe, так же сомневается, что все участники рейтинга дают тщательно проверенные цифры. Впрочем, и не все агентства могут в конце августа иметь точный прогноз. «По опубликованным данным очевидно, что отдельные агентства завысили свои показатели, в то время как другие предоставили реальные данные. В итоге получается довольно смазанная картина», — считает Васильченко. По ее мнению, целесообразно было бы подумать над введением дополнительных величин, которые косвенно показывали бы правдоподобность предоставляемых данных. Например, вместе с ревенью указывать количество клиентов, отработанных проектов и сотрудников. «Если бы агентство указало состав креативного отдела, который зарабатывает, к примеру, 1,5-2 миллиона долларов, то, даже не прибегая к помощи экспертов, можно оценить достоверность заявленных данных», — говорит Васильченко .
Кроме этого, она предлагает перенести время проведения рейтинга на конец февраля следующего года. К этому времени у агенств будут точные данные о доходах.
Что добаваить?
По мнению Тодора Минчева, директора по стратегическому развитию Media Arts Group Ukraine, рейтинг доходности креативных агенств, рассчитан в большей степени на большие компании, зачастую международные, которые хотят работать с лидерами рынка. «У ВРК есть еще один замечательный рейтинг — относительно креативности агентств. И объединенные показатели двух рейтингов (креативности и доходности) показывают более или менее реальную ситуацию», — считате он. И предлагает добавить к этим двум рейтингам опрос среди клиентов насчет привлекательности и профессионализма креативных агентств. Сделать ретйинг клиентских симпатий.
Особенности рейтинга
В топ-30 креативных агентств учитывался ревенью (revenue) агентства, то есть доход исключительно от креативного обслуживания. Сюда входит сумма всех гонораров и комиссий, полученных за разработку стратегий коммуникаций, творческих идей, клиентское обслуживание, создание макетов для полиграфии; комиссии, полученные в результате производства рекламных материалов третьими лицами. Ревенью не включает доход от «непрофильной» деятельности креативных агентств: от медиаразмещения, PR-деятельности, BTL, собственного ТВ или полиграфического производства и т.д.