Как тестируется контент? Откуда приходит понимание, что проект зайдет? Фокус-группы? Что-то нестандартное? Ведется ли живой диалог со зрителями?
Мы проводим фокус-группы и анализируем фидбек из социальных медиа. Редакторы «Хто зверху?» сидят на всех форумах и чатах, связанных с гендерными вопросами, где девочки что-то обсуждают, мальчики о чем-то спорят. Наши редактора везде зарегистрированы и подписаны, вклиниваются в диалоги, задают вопросы, и оттуда берут информацию, что сейчас интересно женщинам и мужчинам.
Так мы придумали конкурс, когда мужчины должны были за 90 секунд накрасить себе ногти, потом найти в «женской сумочке», где много-много всяких вещей, ключи от двери и открыть ее. На сцене стояли двери, сумочки и маникюрный набор. Мы оценивали результат по количеству несмазанных ногтей. Идея была взята на форуме, где обсуждалось, что женщины всё время спешат, и как-то у них получается при этом все успевать.
Если проект уже идет в эфире несколько сезонов, как, к примеру, «Хто зверху?», мы анализируем данные пиплометрической панели. Они показывают, как смотрели программу каждую минуту, на какой минуте зрители стали уходить с программы, это можно сопоставить с тем, что было на экране в этот момент. Эти вещи мы учитываем при подготовке к следующему сезону. Таким образом, четвертый сезон программы собирает долю 9,7% (тут и дальше данные по аудитории 14-49 лет, проживающие в городах с населением больше 50 тысяч жителей), что на 27% больше, чем в предыдущем сезоне. Каждую программу смотрит 3,3 миллиона украинских телезрителей.
В финалах первого, второго и третьего сезонов «Хто зверху?» мы часто опирались на форматные финалы: например, конкурс «пуфики». Мне он очень нравился: участники бегают с завязанными глазами вокруг пуфиков, которых на один меньше, чем бегающих, и кто не занял место, тот выбывает. Такая детская игра. А однажды мы сделали масштабный, яркий, дорогостящий в производстве финал: команды давили ногами виноград в больших бочках, из них вытекал виноградный сок. Было очень зрелищно, и на финале этой программы пошел сильный прирост зрителей (это мы уже на показателях телесмотрения увидели). Вывод: яркие и зрелищные финалы хорошо идут. Поэтому на 4-й сезон мы себе поставили задачу финалы делать еще более масштабными и яркими. Отсюда родились такие сложные конкурсы, как пирамида из бокалов с шампанским. Из нее нужно доставать по одному бокалу, пока пирамида не рухнет. Конкурс очень зрелищный. По площадке ходили восемь звезд во фраках и вечерних платьях, двухметровая пирамида из бокалов шампанского красиво подсвечивалась. Во время съемок почувствовали на площадке сильнейший накал страстей, все участники нервничали, зрители в зале тоже. Пирамида не падала долго, на удивление. Бокалы чуть-чуть сдвигались, на крупном плане это видно. Мы снимали этот конкурс 25 минут. Он получился и в монтаже очень длинный — обычно конкурс идет 3-4 минуты, а тут был десять, но за ним было очень интересно наблюдать. В эфире его очень круто смотрели!
И, конечно, мы доверяем своим ощущениям, своему опыту.
Основываясь на том, как хорошо идет «Хто зверху?», когда мужчины против женщин, мы приняли решение продолжить гендерную борьбу и в «СуперИнтуиции». Отношения между мужчинами и женщинами, в принципе, основа во всех программах Нового канала: и удивительный, потрясающий проект «Половинки», и «Проект «Любовь» (стартует весной 2016 года), и даже «Ревизор», в котором интересно наблюдать не только за ревизиями, но и за отношениями Абрамова и Ани Жижи.
Как реагирует контент на изменения настроения аудитории? К примеру, вышиванки сначала всех заставляли плакать, а теперь нервируют — в чем тогда выходить ведущей? Как в программах учитываются общие тренды?
В «СуперИнтуиции» это сработало: мы изначально решили, что в программе обязательно должны угадывать человека, чьими поступками или достижениями можно гордиться, восхищаться. Так у нас появились единственная в Украине женщина космонавт-дублер; самая сильная женщина в мире (участница Богатырских игр); мама 12ти детей; чемпион мира по степу и т.д. И во втором сезоне точно будем продолжать делать это. Показатели «СуперИнтуиции» очень хорошие, с самого старта средняя доля программы – 10,1%, что на 15% выше средней доли канала. Каждую программу в среднем смотрит 2,5 млн телезрителей, проект в осеннем сезоне посмотрело 12,3 млн. телезрителей.
Вы знаете, что ведущий проекта Сергей Притула — социально активный, много делает для страны, для зоны АТО, и ему лично момент гордости за соотечественников очень важен. Он приходит на творческое совещание и говорит: «Давайте більше чемпіонів, матерів, у котрих по 12 діточок». Когда в программе есть такие «незнакомцы», Сережа даже по-другому с ними общается, у него непроизвольно даже интонация меняется.
Поэтому «вышиванки» для нашей команды заключаются не во внешнем образе, а во внутреннем наполнении.
Передача — это ведущие? С точки зрения потребителя, это так. Зритель явно идет на канал за определенными харизмами. Так ли это видится изнутри? Уходит ведущий — закрывается проект?
Художественное произведение не разберешь «на молекулы», всё в совокупности дает результат. Существует мнение, что, взяв успешный формат, можно поставить любого ведущего, и проект состоится. Но я считаю, что в нашем случае, от Притулы зависит многое. Он – важнейшая составляющая и «Хто зверху?», и «СуперИнтуиции».
Закрывать ли проект, если уходит ведущий? Нет! Но нужно искать ДРУГОГО, совершенно ДРУГОГО персонажа (простите, что я так про ведущих), ничем не пересекающегося с предыдущим.
Например, ушла Ольга Фреймут. Казалось бы, потеряли два проекта – «Ревизор» и «Хто зверху?». Но мы нашли других, проекты обрели новую жизнь, и стали даже успешней!
Вика Бурдукова, руководитель проекта «Ревизор», нашла не просто другого, ведущий «Ревизора» – мужчина! И его сложно сравнить с Олей.
Мы, признаюсь честно, долго искали замену Фреймут для «Хто зверху?»: кастинговали огромное количество известных женщин. Понимали, что сами сравниваем каждую с Фреймут. И внезапно Сережа Притула предложил попробовать Катю Варнаву. Те, кто хоть раз видел Варнаву в качестве ведущей «Хто зверху?», понимает, что между ней и Олей общим является только то, что они женщины. Катя привнесла в проект, если так можно выразиться, профессиональный женский юмор. Она стала по-настоящему интересным соперником Притуле.
И все же ведущие. То, что по ту сторону камеры, может остаться тайной. Но говорящие головы — у всех на виду. Беспокоит вопрос — почему на украинском ТВ одни и те же лица, и только слабая их миграция как-то разбавляет эфир? Какая-то же школа выпустила плеяду сегодняшних звезд, почему тогда маховик остановился? Может, существует некая дедовщина, не пускающая молодых в эфир?
На украинском телевидение работает когорта состоявшихся телеведущих, которые переходят с канала на канал. Тогда, когда они появились, был период «разбрасывать камни»: искали новые лица, давали возможность проявить себя, выходить в эфир молодым, начинающим. И будущие звезды активно проявляли себя. Поэтому мы сейчас имеем целую плеяду звезд. Например, выходцы из «Подъема»: Ефросинина, Горбунов, Притула, Фреймут, Педан – сейчас все на разных каналах, но все они являются топ-ведущими.
Сейчас, по-видимому, просто время «собирать камни»: мы продолжаем использовать этих звезд, это работает. Это естественный процесс. Не то чтобы сейчас не пускают в эфир молодежь, просто на эксперементы тв-боссы идут не так активно. Все хотят стабильного успеха и поэтому работают с «известными брендами». Но приход новых лиц – неизбежен.
«Новый» — молодежный. Ваша ЦА снимает квартиры с условием «без советской мебели и телевизора». Как же вы их ловите?
Ловим их на интерес и на настроение. Они отлично смотрят наши проекты и по телевизору, и в интернете. Мы видим в соцсетях, как молодежь активно обсуждает и проекты Нового канала, и наших ведущих. Сейчас модно говорить «Я не смотрю телевизор», но мы видим, как во время эфира взлетает обсуждение проекта в сетях, как сразу появляются сотни новых подписчиков. И да, Новый канал позиционирует себя как канал для молодых, целеустремленных и развивающихся людей. Мы интеренсы и 15, и 20, 35-летним. Наши проекты и наши зрители – быстрые, включенные, общающиеся и открытые.
Молодежный контент молодежного канала должен продуцироваться командой из молодежи — верно? Какая команда по возрасту и интересам работает над обозначенными двумя проектами?
Известно, что для того, чтобы делать качественно, нужно это любить и глубоко понимать. Если это передача про вейкбординг — нужно хоть раз покатать. Если передача про секс — соответственно. Если это чувства двух молодых людей, к примеру, нужно понимать их мир.
Что делает команда Нового, команды передач для глубокого понимания своих зрителей?
Да, современный канал должны создавать молодые люди, у нас в команде большинство — от 19 до 30, но есть и люди 30+ (как я, например). Основной костяк, редакторская группа, состоит из 9 человек вместе с шеф-редактором. Хотя, в целом, в съёмке участвует уже под около 200 человек. Редакторская группа, которая придумывает конкурсы и финалы, им 22-27 лет. Это жизнерадостные ребята, которые любят активно проводить время. Наш исполнительный продюсер прыгает с парашютом, мы ныряем вместе на глубину 10 метров, сейчас планируем выезд творческой группой в Буковель кататься на сноубордах. Команда очень дружная.
Что касается любви и глубокого понимания предмета съемки. У нас в команде есть и парни, и девушки, и, естественно, и тем, и другим интересны отношения. Большая часть команды – молодые женщины, им особенно интересно, как найти партнера, что о них думают мужчины. Гендерные отношения – вечная тема, которая интересна всегда и всем, и наша команда абсолютно точно в это погружена.
А что касается «СуперИнтуиции», то у нас «маньячество»: везде, где мы находимся, видим людей, оцениваем их внешне, потом начинаем с ними разговаривать, чтобы понять, угадали или нет. Недавно наша шеф-редактор рассказывала: «Захожу в суд, а там сидит в канцелярии парень, который вообще нетипичен для этой организации: в ярко-зеленой бабочке, в нереальном цветастом пиджаке. Я смотрю на него и думаю: боже, это же наш персонаж! Беру у него телефон и приглашаю на кастинг». Потом на брейнштормах встречаемся и делимся: я видела этого, я видел того, вот телефончик. У нас на кастинг за один день приходит человек 50, а проводится он два раза в неделю, то есть через нас проходит 100 человек в неделю.
Существует ли двоякая проблема и в сфере ТВ-продюсинга:
С одной стороны, молодые специалисты недоучены, неопытны, и это грозит некачественным продуктом.
С другой — это молодая кровь, которая позволяет смотреть на привычные вещи out of the box.
Как решается эта дилемма?
Это решается тем, что в команде есть несколько очень опытных и зрелых людей. Нашему шеф-редактору за 30, она уже прошла много проектов, и теперь она «над» большим количеством молодых редакторов, готовых накидывать идеи и горящих этим. Опытные люди обязательны. Проекты большие, и их должен контролировать тот, у кого много опыта.
Из-за чего зритель сходит с ума? Что смотрят, на что мода?
Люди всегда смотрят развлекательные проекты или проекты с прикладной информацией.
«Новый» за постреволюционный год взлетел. За счет чего? Разочарованности молодой прослойки в политике и стране? Попытки убежать в бездумный мир развлекалова?
На Новом канале поменялась программная сетка. Программная дирекция проделала очень грамотную работу, и это дало свои результаты. В прайм, в 19:00, вместо русских сериалов стали эфириться проекты собственного производства: «Ревизор» и «Страсти по Ревизору», «Аферисты в сетях», «Половинки», «Хто зверху?», «СуперИнтуиция», «Супермодель по-украински».
ВСЕ проекты выстрелили! Команда «Нового» много сил вложило в творчество, в контент, в креативную часть. Можно утверждать, что вектор развлекательно-познавательных проектов, который выбран каналом – востребован!