Андрей Кашпур, эксперт по репутационному PR, FutureDeveloper:
«— Спасибо, что ты тогда молча собрал вещи и ушел.
— И тебе спасибо, что не выстрелила мне в спину и удержалась от скандала на весь Фейсбук…»
Таким или примерно таким может быть диалог двух взрослых людей спустя несколько лет после развода.
«Вступая в брак, оговорите условия расставания» — это правило применимо и в бизнесе. Извините за банальность. Но вот что важно в таких ситуациях: нужно думать не только и не столько о том, как ситуация выглядит сейчас (и как сейчас вы выглядите в этой ситуации).
Мы же уже знаем, что «Гугл помнит все». Знаем, но еще редко используем это знание. Конечно, в момент расставания, каждому из вчерашних партнёров хочется часть вины за это возложить на другого. Кто-то это делает мягко и аккуратно, кто-то прямо в лоб.
А стоит ли? Да и есть ли в расставании чья-то вина? Прекращение сотрудничества — это вполне закономерный этап любого проекта.
И это, вполне вероятно, начало нового проекта.
И вполне возможно — нового проекта с тем же самым партнером. Просто это будет ДРУГОЙ проект… Или не будет… Поэтому действуйте так, чтобы ваши сегодняшние слова и поступки усиливали и улучшали вас завтра. И когда говорите прощальные слова или пишите прощальные письма — подумайте о том, как и кто будет их читать через несколько лет. Потому что ваша репутация — это, прежде всего, ваш ресурс в будущем, естественно, основанный на ваших поступках в прошлом.
Алексей Филановский, маркетинг-директор Evo:
В новости о прекращении сотрудничества Киевстара с рекламным агентством Adventa LOWE не было бы ничего особенного, если бы не комментарий агентства. Но в этом тоже не было бы ничего особенного, если бы совсем недавно и это агентство, и выигравшее тендер DDB не подписали бы Декларацию руководителей агентств, лидеров рекламно-коммуникационного рынка Украины «10 шагов к росту качества рынка». Где, среди всего прочего, было написано, что подписанты должны придерживаться единых подходов в формировании цен (основанных на зарплатах сотрудников), а также, что агентства участвуют только в тех тендерах, где «ценовой этап следует до этапа разработки агентского продукта (стратегии или идей)».
При этом оба агентства участвуют в тендере, где ценовой этап не следует ДО разработки (по словам представителя агентства, продукт Adventa LOWE был оценен выше, что однозначно говорит о том, что оба претендента разрабатывали продукт).
Что означает этот факт? То, что как бы не ярились представители агентств в ответ на мои тогдашние замечания о невозможности административно отрегулировать рынок, все продолжает происходить согласно законам Адама Смита. Любые важные документы превращаются в пустую бумажку, когда речь идет о свободной конкуренции. И если продавец не может обосновать ценность своего продукта для покупателя, он не сможет повысить цену.
Рынок — штука упертая, а декларация — штука бессмысленная. Ну а украинским рекламистам (впрочем, как и любым другим) надо в первую очередь думать о качестве производимого продукта. Тогда и покупать его будут за любые деньги. Если же ценность рекламного продукта не очевидна, покупатель всегда будет ссылаться на «приоритетность низкой стоимости».