Распродажи на старте: c чего начиналась большая торговая лихорадка
В конце каждого ноября, после Дня Благодарения в Штатах стартует самая ожидаемая и глобальная распродажа года. "Черную пятницу" американцы ждут больше, чем собственный день рождения или Рождество, очереди в магазины занимают с вечера, ночуя под дверями в спальных мешках, многие граждане даже берут отгулы на этот день.
Магазины, как правило, открываются раньше обычного, и под конец дня торговые площади бывают буквально опустошены. Обычай устраивать распродажи именно в этот день установился еще в XIX веке, а сам термин "черная пятница" появился в 1966 году в Филадельфии, и сначала обозначал сильные пробки на дорогах после Дня Благодарения.
Forbes решил вспомнить, с чего начиналась большая торговая лихорадка и кто заразил людей страстью к покупке все новых и новых вещей. Перед вами — истории пяти главных универмагов мира, руководители которых придумали главные принципы работы с покупателями.
Macy"s (Нью-Йорк)
Старейший магазин Америки был открыт предпринимателем Роулендом Хасси Мейси между 13-й и 14-й улицами на 6 авеню в Нью-Йорке в далеком 1858 году. До 1895 года магазин был в руках семьи Мэйси, но потом был продан и перешел к братьям Страус, Исидору и Натану. Именно они перевезли универмаг на новое место, в многоэтажное здание на Herald Square. Тогда же в знаменитом универмаге появился первый в Нью-Йорке лифт.
Кстати, эскалаторы здесь и по сей день используются те же, что были установлены много лет назад. Также Macy"s стал первым магазином, который начали ярко украшать к Рождеству и использовать образ Санта Клауса в рекламных целях. Революционным нововведением стали и первые в мире открытые стеклянные витрины. Раньше узнать, что продается в магазине, с улицы было просто невозможно. В день презентации новой витрины толпа возле универмага напоминала демонстрацию, настолько это было необычное для тех лет зрелище. Также в Macy"s стали одними из первых группировать одежду по размерам.
Но самое главное, что сделало руководство Macy"s — определило дату Дня Благодарения. С тех пор его в США отмечают каждый год в четвертый четверг ноября. А начиная с 1920-х годов, в этот день в Нью-Йорке проходит самое ожидаемое событие праздника — Парад Дня Благодарения Macy"s, телевизионная трансляция которого длится с самого утра. Также Macy"s устраивает самые грандиозные фейерверки в День независимости Америки.
Универмаг Le Bon Marche Rive Gauche (Париж)
Название универмага переводится как "удачная покупка". Его основал в 1852 году (обновленный магазин начал работу в 1887-м) Аристид Бусико, который решил объединить под одной крышей множество отделов с разнообразными товарами со всего мира. Это решение был революционным, так как обычно товары продавались в отдельных лавках и магазинах.
Именно Бусико впервые ввел фиксированные цены и свободный доступ к товарам. Он же придумал вешать ценники на каждый товар, чтобы покупатель мог сразу оценить, по карману ли покупка. Раньше продавец сообщал цену товара, только когда клиент изъявлял желание его купить.
Новаторским было и решение о создании зон для отдыха. Как правило, покупками занимаются женщины, а мужчины быстро устают и теряют терпение. Чтобы задержать покупательниц в магазине, Бусико придумал зоны отдыха для их спутников. Этот хитрый ход переняли и другие магазины, чтобы увеличить покупательные способности своих клиентов.
Весьма деликатным и прозорливым шагом стало и открытие общественных уборных для женщин в универмаге, которых в то время в Париже практически не было. Кстати, Le Bon Marche было первым зданием, которое построили специально под универмаг. Автором грандиозного проекта стал Гюстав Эйфель, который придумалLe Bon Marche задолго до появления своей знаменитой башни.
MYER (Мельбурн)
Первый австралийский универмаг открыл Сидни Майер (урожденный Симха Баевский). В 1899 году Симха эмигрировал из города Кричев (сейчас это Могилевская область Белоруссии) в Мельбурн. И через некоторое время вместе с братом теперь уже мистер Майер открыл несколько торговых точек. Кстати, магазины MYER стали первой торговой сетью на территории Австралии. Нововведения на этом не закончились. Чтобы удержать покупателей как можно дольше в своих торговых залах, Сидни Майер в 1914 году придумал открыть на территории своих магазинов парикмахерские, где можно было отдохнуть, сделать прическу, маникюр и даже педикюр. Венцом его коллекции стал роскошный универсальный магазин, названный "Майер Эмпориум", открытый в 1931 году. Его самой интересной деталью можно назвать пневматическую трубу Лэмсона, по которой в универмаге перемещались все наличные деньги.
Например, в одном отделе продавец принимал деньги у покупателя, закладывал их в трубу вместе с чеком, и деньги улетали напрямую к кассиру, который, если нужно, отсчитывал сдачу и отправлял ее таким же образом обратно. Все здание универмага, как артериями, было буквально прошито этими трубами. Это было невероятно функционально и впечатляюще.
Но главной особенностью этого универмага стал роскошный обеденный зал Mural Hall, открытый в 1933 году. Его стены были расписаны известным мельбурнским художником Напье Уоллером. Несмотря на то, что мастер потерял руку в Первой мировой войне, ему удалось создать великолепные образы великих женщин всех времен. Сейчас в зале проводят большие приемы, показы и концерты классической музыки. Кстати, сам Сидни Майер был большим любителем музыки и филантропом. Несмотря на то, что его уже давно нет в живых, ежегодно проходят бесплатные концерты Мельбурнского симфонического оркестра в Sidney Myer Music Bowl.
Selfridge (Лондон)
Гарри Гордон Селфридж, британец американского происхождения, открыл универсальный магазин Selfridge 15 марта 1909 года. Рекламная кампания его магазина в прессе была самой дорогой на то время (в современном эквиваленте это было 2,5 млн фунтов стерлингов). До этого Гарри работал на мистера Маршала Филда в Чикаго, старшего компаньона в Филд, Лейтер и Ко, одного из самых успешных магазинов города (который позднее был выкуплен Macy’s).
В 1906 году Селфридж отправился на праздники в Англию. И с удивлением заметил, что идеи в торговле, давно принятые в США, до сих пор не дошли до Лондона. Так Гарри решил инвестировать 400 000 фунтов в собственное здание и универмаг. Еще работая у Маршала Филда, Гарри впервые организовал рождественские скидки под лозунгом "Всего ___ дней до Рождества", который быстро подхватили владельцы других магазинов.
Также он впервые употребил фразу "Клиент всегда прав". Позднее этот лозунг взял для рекламы своих гостиниц Сезар Риц, перефразировав его: "Клиент никогда не ошибается". Селфридж превратил обычный шопинг в развлечение. Он устраивал вечеринки и показы на крыше универмага. Также в Selfridge можно было сделать любой апгрейд своего костюма и аксессуаров — отшлифовать стекла в очках, поменять подкладку на пальто или перенизать жемчужные бусы. Именно Селфриджу пришло в голову разместить отдел духов и косметики на первом этаже. Сейчас этой гениальной идеей пользуются все крупные универмаги мира. В этом году на экраны вышел сериал "Мистер Селфридж", посвященный истории знаменитого британского универмага.
Harrods (Лондон)
На сегодня Harrods — самый крупный роскошный универмаг Лондона. Его площадь составляет 90 000 кв. м, а количество отделов 330. До 2001 года магазин был официальным поставщиком королевского двора для Елизаветы II, Филиппа, герцога Эдинбургского, Чарльза, принца Уэльского и королевы-матери Елизаветы.
Эта привилегия, кроме прочего, выражалась в четырех гербах царственных особ на фасаде универмага и приставки "поставщик двора их величеств" в официальных бумагах. "Прародитель" Harrods появился в 1824 году с легкой руки Чарльза Генри Хэррода. И к 1880 году магазин превратился в крупный универмаг с персоналом в сто человек.
Тогда же был придуман рекламный слоган, который используется до сих пор: Omnia Omnibus Ublique ("Всё-всем-везде"). В 1898 году в Harrods появился первый в Англии эскалатор. Новинка была настолько впечатляющей, что первые проехавшиеся на нем граждане потом долго приходили в себя в баре. С самого начала в Harrods делали ставку на элитарное обслуживание. Даже сейчас на входе охранник в ливрее может не пропустить неряшливо одетого человека. Так случилось однажды с Микком Джагером — даже для знаменитости правила оказались неизменными. На территории универмага, кроме баров, ресторанов, продуктового отдела, также есть библиотека, в которой можно завести абонемент, самый большой в Европе салон красоты Hair and Beauty и даже служба, в которой можно заказать церковные церемонии (свадьбу, крещение или похороны). Вот уже поистине "Всё-всем-везде".