Начало 2020-го предвещало большие перспективы для бизнеса: масса оффлайн-мероприятий, стабильный фундамент из планов, уверенный пул заказов, да и в принципе движение по инерции. Но март полностью перевернул представления компаний о своем месте на рынке: Fortune заявляют, что в период пандемии безвозвратно закрылись 97 966 предприятий во всем мире (и это только официальная статистика). Это не удивительно, ведь тотальная диджитализация процессов, особенно маркетинга, показала: конкурировать на локальном рынке проще, чем на глобальном, особенно если есть инструменты оффлайн. А эти инструменты нагло отобрал Covid-19.
Так, уже в первом полугодии 2020 года глобальные расходы на маркетинг составили 12,6%, если верить Fuqua. И это наивысший показатель бюджета с момента 2016 года. Казалось бы, это катастрофа. Но такая перестановка сил открыла маркетологам много острых проблем и истин.
Что произошло с маркетингом в мире за период пандемии?
- Глобальная цифровизация стала проблемой №1 для бизнеса. Это и расширение присутствия бизнеса в сети, и автоматизация процессов, что экстра важно в период удаленного взаимодействия подразделений компаний. Даже если компании были не готовы, не могли или просто ленились — нужно было перестраиваться.
А причина банальная: если клиенты ушли в онлайн-покупки, то и бизнес должен прогнуться, перестраивая не только типовые процессы, но и всю стратегию.
Так, по данным исследования Criteo, 47% маркетологов планируют увеличить свой бюджет присутствия в социальных сетях, онлайн медиа и других контент-ориентированных ресурсах. Исследование же CMO Survey показывает, почему: если раньше вклад социальных медиа в эффективность продвижения бизнеса оценивался на уровне 3,4 из 7, то только за период начала пандемии этот показатель возрос до 4,2.
- Мобильный маркетинг необходим как воздух. Это и приложения, и адаптивная реклама, и гео таргетинг на мобильные устройства.
Наши наблюдения, вынесенные из аналитики проектов, показывают, что пользователи стали проводить за гаджетами почти на 30% больше времени: 4 часа за смартфонами против 2 часов — за ноутбуками. Сухая же статистика гласит: в конце этого года прогнозируется, что 91% населения планеты будет пользоваться мобильными устройствами, а значит — мобильным интернетом. Нужен ли мобайл? Однозначно, нужен.
- Клиентоориентированный опыт станет долгосрочной задачей для всего мира.
Просчет эффективности всех этапов воронки взаимодействия с клиентом станет базовой математикой для бизнеса. Сейчас каждый доллар имеет вес, а бюджет нужно перераспределять чуть ли не каждые пару недель…
Выжимка наших отчетов показывает, что минимум 50% маркетингового бюджета среднестатистическая компания планировала отправить на продвижение в онлайн в 2021 году. Но вторая волна пандемии вновь перевернула все с ног на уши: остается банально констатировать факт удвоения бюджета на онлайн, если средства на оффлайн уже фактически «сгорели». Именно в этом и заключается клиентоориентированный опыт: бизнес догоняет потенциальных лидов там, где может их поймать в принципе.
Что делать и как быть?
В 2020-м бизнесу нужно было тратить на маркетинг 10% бюджета компании, в 2021-м — все 20%.
Когда финансирование каждого отдельного канала требуется увеличить в 2 раза, а перераспределить бюджет и отнять у бизнеса возможность получить клиента из другого канала нет возможности, это потребует дополнительных инвестиций в маркетинг. Но они помогут не только выжить, но и трансформироваться, а это покажет свои результаты! И начать нужно с построения комплексной стратегии, а не, как у нас любят, с запуска контекстной рекламы.