12 Мар 2010, 10:15

Производство подделок растет

Производство подделок растет

Несмотря на усилия компаний и правительств, производство поддельных товаров все больше набирает обороты, пишет журнал The Economist

 

Имитация считается самой честной формой обмана. Но большинство брендов так не считает. Первого марта табачный гигант Philip Morris засудил девять американских ритейлеров за продажу поддельных версий сигарет Marlboro. Благодаря подъему интернета, расширению международных цепочек поставок, а также глобальному экономическому спаду, поддельные товары теперь повсюду. Фальшивые Porsche и Ferrari снуют по улицам Бангкока. Один немецкий банк обнаружил в своих резервах ненастоящий слиток золота, сделанный из вольфрама. Более того, как рассказал один немецкий телеканал, подобным образом «лоханули» многие мировые финансовые институции. А американское космическое агентство NASA вообще купило какие-то подозрительные материалы.

Подделывание когда-то было серьезной проблемой для товаров роскоши, рассказывает Тереза Рандаззо, занимающаяся защитой интеллектуальной собственности в американской таможенной службе. Сейчас же, по ее словам, люди стараются отслеживать фальшивки, которые сильно сказываются на всей экономике, например, среди фармацевтических препаратов и компьютерных запчастей. Новое исследование Американского департамента торговли показало, что подделки проникли даже в армию. Количество поддельных комплектующих в военных электронных системах между 2005 и 2008 годами более чем удвоилось, потенциально нанося вред высокотехнологическому оружию.

 

 

По оценкам ОЭСР, масштабы международной торговли контрафактами и пиратскими копиями товаров в 2007 году составляли примерно $250 млрд. А в лоббистской группе Международная коалиция против подделок (International Anti-Counterfeiting Coalition — IACC) реальную цифру оценивают на уровне $600 млрд., поскольку оценки ОЭСР не включают онлайн-пиратство и подделки, которые продаются в стране производства. Торговля фальшивками дает порядка 5-7% мирового торгового оборота, полагают в IACC.

 

В последние годы увеличению числа подделок способствовали несколько факторов. Перемещение большей части мирового производства в страны со слабой защитой интеллектуальной собственности обеспечило как применение технологий, так и возможности для изготовления фальшивок. Интернет в целом и сайты по электронной коммерции, вроде eBay, в частности, облегчили распространение поддельной продукции. MarkMonitor, фирма, помогающая другим компаниям защищать свои бренды онлайн, считает, что в этом году продажи поддельных товаров через интернет составят $135 млрд.

Увеличению рынка подделок способствовала также рецессия в «богатой» части мира. Фредерик Мостерт из Authentics Foundation, группы против подделывания продукции, отметил скачок в производстве фальшивок во время нынешней рецессии из-за того, что потребители, ощущающие нехватку денег, отказываются от приобретения настоящей продукции. Свой вклад в уязвимость цепочек поставок многих фирм к подделыванию комплектующих частей внесли также меры по сокращению расходов. В 2008 году стоимость поддельных товаров, задержанных на американской границе, была на 40% выше, чем годом ранее. А в прошлом году она вполне закономерно сократилась на 4%, но это намного меньше, чем 25%-ный спад импорта в целом. В Европе же таможенные службы конфисковали в 2008 году вдвое больше подделок, чем за год до этого.

 

Отследить и защитить  

 

Бизнес, который в период экономического спада еще острее ощущает потери доходов из-за контрафактов, принимает активные меры, чтобы отследить обманщиков. Например, жалобы от производителя товаров роскоши Louis Vuitton позволили в прошлом году обнаружить порядка 9,5 тыс. подделок. Это на 31% больше, чем в 2008-м. Количество судебных исков, возбужденных компаниями против производителей и дистрибьюторов фальшивок, находится на пике, рассказывает Кристен Гилберт, партнер британской юридической фирмы Marks & Clerk Solicitors.

Но технологии, использующиеся для борьбы с пиратством, также становятся все более изощренными. Голограммы — самый дешевый способ отличить настоящую продукцию от подделок, хотя изготовители фальшивок делают их все лучше. Специальные печати, водяные знаки и другие «тайные» технологии (незаметные для невооруженного глаза) в результате становятся все более популярными. Многие фирмы по защите брендов также начали применять радиочастотную идентификацию (RFID), чтобы помочь компаниям отследить передвижение подделок. Это позволяет фирмам снабжать коробки и ящики чипами, которые отсылают сигналы, означающие аутентичность продукции.

Большинство защитной техники для определения настоящей продукции предполагает использование материалов со специальными генетическими маркерами в самих продуктах или их упаковке. Затем фирмы или госорганы могут буквально проверять ДНК каждого товара и определять его подлинность. Это дороже, чем меры против подделывания, но компании с дорогостоящей продукцией, к примеру, крупных винных заводов, готовы на это раскошелиться. Джеймс Хэйворд, глава компании DNA Applied Sciences, которая продает подобные технологии, утверждает, что новые клиенты «ломятся в наши двери», несмотря на рецессию.

Услуги по онлайн-защите брендов, которые отслеживают по заказу клиентов производителей подделок через интернет, также процветают. У OpSec Security, обеспечивающей физическую и онлайновую защиту брендов, доходы от онлайн-мониторинга росли более чем на 20% ежегодно в течение двух последних лет, несмотря на то что ее доходы от перевозок сократились (поскольку фирма стала перевозить меньшее количество товаров). MarkMonitor повысила цены на услуги по онлайн-защите брендов на 18% в прошлом году из-за очень высокого спроса. Крупнейшие американские фирмы в среднем тратят по $2-4 млн. в год на борьбу с контрафактной продукцией, и эта цифра растет вместе с ростом интернет-продаж.

Власти также обрушились на производство подделок, которое не только ущемляет законный бизнес, но и лишает правительство  налоговых поступлений. Согласно исследованиям консультационной фирмы Frontier Economics, подделывание и пиратство стоит экономикам G20 62 млрд. евро ($85 млрд.) недополученных налогов и дополнительных расходов на пособия по безработице в год. На каждый доллар, инвестированный в США в борьбу с контрафактами, по оценкам лоббистской организации Торговой палаты США, правительство получает дополнительно $5 налоговых поступлений. В последние годы Франция и Италия среди прочих приняли законы, угрожающие суровыми штрафами и даже тюремным заключением потребителям, которые покупают фальшивую продукцию.

Америка назначила своего первого «царя IP» прошлой осенью и теперь развивает новую правоохранительную стратегию. Евросоюз сформировал антиконтрафактную «обсерваторию», чтобы собирать более точные данные и распространять информацию о том, как лучше определять подделки. ЕС, Америка и Япония, как и многие другие, сегодня обсуждают новый договор, который получил название Антиконтрафактное торговое соглашение (Anti-Counterfeiting Trade Agreement — ACTA) и цель которого — усилить международный контроль над подделками и пиратством. Ожидается, что он вступит в силу в конце текущего года.

Но в Китае, где, как считается, производится 80% всех подделок в мире, власти не склонны придушить процветающий местный бизнес. Поэтому ожидается, что Китай не подпишет ACTA, подрывая в итоге действие договора еще до того, как он будет принят. Возможно, Китай просто сделает свой не менее хороший — поддельный — договор взамен.

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео