24 Ноя 2008, 11:35

Производство ПК замораживается

Наиболее благоприятный для продаж настольных ПК сезон — Back-to-school — в этом году провалился. Об этом можно с уверенностью заявить, судя по тому, что на складах у производителей и продавцов с осени остались залежи готового товара и комплектующих, котор

Производство ПК замораживается

Наиболее благоприятный для продаж настольных ПК сезон — Back-to-school — в этом году провалился. Об этом можно с уверенностью заявить, судя по тому, что на складах у производителей и продавцов с осени остались залежи готового товара и комплектующих, которые они нам будут продавать еще если не всю зиму, то точно до начала февраля.

Из этого следует, что местные производственные мощности ПК на время должны существенно снизить темпы сборки компьютеров или вообще приостановить работу. Основной вопрос остается открытым: когда возобновится спрос? Некоторые игроки делают благоприятные прогнозы на следующую осень, но однозначного ответа рынок пока дать не может.

«Говорить о каких-либо прогнозах не представляется возможным. Сегодня объем продаж ПК значительно снизился. Если в сентябре продажи были соответствующими периоду Back-to-school (конец августа — начало осени), в октябре — на уровне обычного месяца, то в ноябре реализация практически полностью остановились. Мы уже пересмотрели планы до конца года»,— сообщил директор компьютерной фабрики компании «АМИ» Андрей Санин. По его словам, о критической ситуации необходимо говорить открыто, а не заявлять о том, что все хорошо. «Есть реалии рынка, и их нельзя игнорировать»,— подчеркивает господин Санин. K-Trade group также заявляет о пересмотре своих планов на четвертый квартал, поскольку запланированный ранее интенсивный рост финансовых показателей в свете кризисных реалий выглядит утопичным.

Как заявил директор по маркетингу компании Datalux Игорь Волынский, скорее всего, в конце этого года и в начале следующего украинский потребитель не увидит на полках магазинов новых моделей ПК. «Продавцы компьютерной техники будут продавать в это время оставшиеся у них на складах в собранном и несобранном виде компьютеры, которые не удалось продать в наиболее пиковый сезон продаж — Back-to-school»,— подчеркивает он. По его оценке, величина непроданного остатка сейчас может составлять примерно 150 тыс. единиц техники. Вследствие этого, по его мнению, прекратят на время работать и отечественные сборщики ПК.

В компании K-Trade подчеркивают, что третий квартал 2008 г. по праву можно назвать завершением эпохи стабильности на рынке информационных технологий страны. По словам генерального директора K-Trade group Олега Кристюка, сложившаяся финансовая ситуация и запланированное сетевым ритейлом сокращение модельного ряда ПК на полках магазинов электроники положит начало процессу переформатирования рынка, который четко покажет, кто из игроков реально занимает устойчивые позиции и развивается в соответствии с тенденциями отрасли. «В полной мере присутствие кризиса в отрасли проявилось в сентябре в виде резкого падения продаж, которое составило 30-40% в сравнении с аналогичным периодом 2007 г.»,— сказал господин Кристюк. «Когда наступит оттепель в ритейле, будет ли предновогодний сезон в рознице — ответы на эти вопросы сейчас не может дать никто. Есть только одно, в чем, уверен, со мной согласятся многие мои коллеги: время «больших цифр а-ля репорты 2007 г.» закончилось»,— соглашается с ним господин Санин. Он добавляет, что сегодняшнюю ситуацию скорее можно назвать естественным отбором, после которого выживут компании, способные быстро подстроиться под нынешние реалии. И в этом есть позитив ситуации, так как после любого кризиса начинается обязательный подъем, до которого доживут только технологически гибкие и клиентоориентированные компании.

Что касается A-брендов (техники мировых брендов), то здесь, по словам господина Волынского, ситуация еще критичнее. Их доля на рынке настольных ПК и до кризиса была невелика — всего несколько процентов от общего объема продаж. По мере того как импорт товаров будет ограничиваться, рыночная часть иностранных десктопов (HP, Dell и др.), как считает менеджер, вообще может приблизиться к нулю в ближайшее время.

Кроме того, на продажи ПК повлияет в значительной мере и тот факт, что от финансового кризиса сильно пострадал сегмент потребительского кредитования. По оценке участников рынка, на долю покупок ПК в розничных сетях посредствам получения мгновенного потребкредита приходилось до 30% рынка. А в Киеве в отдельные периоды доля приобретений в кредит могла доходить и до 50%.

Что касается корпоративного рынка, то тут также сработала цепная реакция. «Остановились ключевые ВВП-образующие отрасли реального сектора экономики, за ними последовали отрасли-сателлиты, а там, в 2009 г., подтянется и сфера услуг. Тотальная остановка промышленности Украины и есть самая острая проблема для ИТ-компаний, работающих на рынке B2B-решений»,— говорит господин Санин. В ближайшее время, по его словам, мы станем свидетелями ухода с рынка нескольких крупных и хорошо зарекомендовавших себя компаний, не сумевших реструктуризировать свои долговые обязательства. В рознице в 2009 г. нас ждет серия M&A сделок. Такие же процессы проходят и среди средних и мелких игроков, только их не так заметно.

Впрочем, Игорь Волынский отмечает, что рост рынка не прекратится, уменьшатся только его темпы. Даже в этом году, по его мнению, следует ожидать роста сегмента на 10-15% по сравнению с прошлым. Всплеск спроса будет ощущаться в предновогодние недели, но потом он затихнет на оставшиеся зимние месяцы. Покупатели станут более избирательными и экономными при покупке компьютеров. Предпочтение будет, скорее всего, отдаваться ноутбукам, почти сопоставимым по ценам с настольными ПК, а соотношение «цена-качество-функциональность» станет определяющим.

Можно сказать, что отечественный рынок производства и продаж ПК демонстрировал активный рост вплоть до конца первого полугодия. Об этом свидетельствует статистическая информация по отрасли, предоставленная Unitrade Group. Так, за указанный период украинцы приобрели около 460 тыс. настольных персональных компьютеров, потратив при этом $215,3 млн. В сравнении с показателями за аналогичный период прошлого года, в количественном выражении рынок уменьшился на 4,1% (первое полугодие 2007 г. — 480 тыс. штук), в денежном же выражении рынок, наоборот, вырос на 3,5% (первое полугодие 2007 г. — $212 млн.). Это объясняется ростом средней себестоимости с $442 в первом полугодии 2007 г. до $468 в первом полугодии 2008 г. В общей структуре продаж компьютеров (ПК и ноутбуки) доля ПК по итогам первого полугодия составила около 57% (первое полугодие 2007 г. — 69%).

Станислав ЮРАСОВ

Расскажите друзьям про новость

Новое видео